Операторы ввода-вывода
Ввод информации с клавиатуры осуществляется с помощью оператора read. Он может иметь один из следующих форматов:
;
или
где – список вводимых переменных.
Когда в программе встречается оператор , ее действие приостанавливается до тех пор, пока не будут введены исходные данные. Вводимые переменные отделяются друг от друга пробелом или Enter.
Так чем же отличаются и ? Оператор аналогичен оператору , но разница заключается в том, что после считывания последнего в списке значения для одного оператора данные для следующего оператора будут считываться с начала новой строки. Но следует помнить, что Enter переведет курсор на новую строку независимо от того, как именно происходит считывание данных. При введении числовых значений большой разницы между и нет. При вводе строковых переменных лучше использовать оператор . Строковые значения вводятся подряд или отделяются нажатием клавиши Enter. Более подробно ввод строковых переменных будет рассмотрен в одной из следующих лекций.
Пример:
;
;
;
.
Для вывода информации (чисел, строк и булевых значений) на экран дисплея служат операторы write и writeln. В общем случае операторы write и writeln имеют вид:
;
где представляют собой список выводимых переменных, констант, выражений (не могут быть перечислимого типа).
Операторы write и writeln последовательно выводят все переменные на экран дисплея. Если используется оператор writeln, то после вывода информации курсор перемещается на новую строку.
Вещественные данные выводятся в формате с плавающей точкой. Ширина поля вывода в этом случае составляет 18 символов: , где – любая десятичная цифра от 0 до 9, например:
Как видно, число, стоящее после – это степень, в которую необходимо возвести число , и затем результат умножить на число, стоящее перед . Рассмотрим фрагмент программы на Borland Pascal 7.0:
;
;
;
;
;
;
В результате выполнения этого фрагмента на экране появятся следующие числа:
Для лучшего понимания рассмотренного материала следует самостоятельно разобраться, чем отличается вывод в следующих трех программах:
; ; ;
; ; ;
; ; ;
; ; ;
; ; ;
; ; ;
; ; ;
. . .
С помощью операторов read и write можно написать несколько простейших программ.
Пример 3.1. Заданы длины трех сторон треугольника . Вычислить периметр и площадь его. Значения ввести с клавиатуры.
Блок-схема алгоритма приведена на рис. 1.7.
;
;
;
;
;
;
;
;
;
.
Пример 3.2. Заданы длины двух катетов в прямоугольном треугольнике. Вычислить длину гипотенузы, площадь треугольника, величины его углов.
Блок-схема алгоритма приведена на рис. 1.9.
;
;
;
;
;
;
;
;
;
;
;
.