Направляющие линии в кадре
Правило диагонального золотого сечения
Еще одно применение правила "золотого сечения". Наложим диагональную сетку на изображение таким образом, как показано на фотографии ниже. Главные объекты изображения должны быть расположены в полученных секциях.
Направляющие линии также играют важную роль в построении композиции кадра. Изящность линий, их направленность определяют настроение и динамику снимка, кроме того, с их помощью можно придать направление движения взгляда зрителя к важным элементам на снимке. Так, диагональные линии придают снимку динамичность, при этом диагонали, направленные из нижнего левого угла в верхний правый придают позитивное настроение карточке, при том, как диагонали, построенные из верхнего левого угла в правый нижний – пессимистичное.
Линии могут быть как реальными, так и условными. Примерами реальных линий могут служить горизонт, дорога, складки одежды. Реальные линии получаются в результате светового или цветового контраста. Условные линии не так очевидны. Эти линии не существуют визуально, но мы можем и их получить, соединив мысленно некоторые точки пространства. Это может быть линия плеч или глаз, направление движения перистых облаков, деревья, растущие вдоль дороги... Главное, чтобы эти линии не делили кадр пополам. Это так же плохо, как размещение центра интереса вашей фотографии в центральной части кадра.
Линии обычно используют для того, чтобы вести взгляд зрителя к смысловому центру фотографии. Примером может служить дорога, которая довольно широка на переднем плане, но постепенно сужаясь по диагонали уходит вглубь кадра и приводит нас к фигурке путника. Снимки, на которых просматривается явно выраженная диагональ, производят впечатление движения и многомерности. Опора на диагональ - это один из классических приемов построения композиции.
Линии различной формы также являются сильными элементами композиции. Горизонтальные линии обычно усиливают в композиции значимость, силу и монументальность, а вертикальные и диагональные создают ощущения движения и скорости. Очень привлекательна в композиции кривая линия в виде английской буквы S - например, петляющая дорога, уходящая за горизонт. В композициях также часто используются кривые в виде C, Z и большой L (как прямой, так и инвертированной). Многократно повторяющиеся линии в свою очередь как бы притягивают взгляд зрителя к сюжетно важной детали фотографии.
Необходимо отметить, что использование направляющих линий практически необходимое условие при съемке портретов (речь не идет о съемке портретов крупным планом, когда в кадре находится только лицо объекта съемки).
Форма изгиба прибрежной полосы образует «змеевидную» линию, которая уводит взгляд к дальнему берегу, освеженному солнцем и далее к интересному по своей фактуре предгрозовому небу. Береза слева формирует передний план, заросли тростника формируют центр композиции. Как недостаток данной карточки следует рассматривать «слитность» кроны березы и крайней точки выступающего травяного мыла.
Кадр, где направляющие линии в прямом смысле слова формируют объемное трехмерное пространство. Горизонтальные линии лестницы и линии световой дорожки поднимают зрителя в колоннаду, вертикальные линии колонн уводят его вглубь кадра. Масштабность снимка, естественность его восприятия подчеркнуты игрой линейной перспективы, уменьшением размеров объектов от начала к концу кадра. Объемность подчеркнута рисунком солнечного света на гранях колонн.
Скрещенные ноги модели образуют своеобразную «стрелку», которая направляет взгляд зрителя от ступней ног выше, к тому месту где, на коленях модели «стрелка» заканчивается. Дальше, взгляд проходит по рукам и направляется к лицу модели.
Уравновешенность данного кадра обусловлена наличием треугольника в кадре, образуемым двумя фотографами и направлением объектива сидящего. Кроме того, гармоничность композиции подчеркивает однотонный черный фон, занимающий большую часть кадра.