Этапы намечаемого исследования
Цели урока | Используемые методы, приёмы | Результаты урока ботаники (что «на выходе»?) |
I. Постановка проблемы | Проблемный метод — через противоречие, от ситуации | Проблема: часть относительно просто устроенных растений в процессе эволюции дожила до наших дней без существенных изменений, несмотря на появление, более прогрессивных видов, часть вынуждена была исчезнуть с лика планеты. Почему? |
II. Определение объекта исследования | Общая беседа с использованием видеофильма, рисунков, таблиц по теме | Объект исследования — растения-представители отделов папоротников и голосеменных |
III. Выявление предметаисследования | Объяснение учителя: выявление вопросов, подлежащих исследованию в группах | Особенности внешнего (морфология) и внутреннего (анатомия) строения голосеменных и папоротниковых; процессы их жизнедеятельности: дыхание, испарение, питание, периоды активности и покоя и т.п. |
IV. Формулировка гипотез | Выявление связей между объектами и явлениями в целом: предложения детей по объяснению противоречий проблемы, систематизация их под руководством учителя | Причина выживания одних растений по сравнению с другими состоит: а) в изменении их строения в соответствии с изменениями среды обитания в процессе эволюции (те растения, которые приобрели полезные изменения, выживают, а те, которые не приобрели таковых, — вымирают); б) растения доживают до наших дней без изменения в том случае, если среда их жизни мало изменяется или не изменяется вовсе |
V. Определение направлений работы, непосредственных задач | Дискуссия: в каких направлениях нужно искать подтверждения положений гипотез (класс делится на 4 группы; каждая группа занимается всеми четырьмя направлениями поиска аргументов) | Весь класс решает одну проблему по четырём направлениям: 1. Адаптация вегетативных органов к условиям разной влажности (микро- и макростроение). 2. изменения, происходящие с генеративными органами растений. 3. Расселение голосеменных как результат их эволюционных видоизменений. 4. Расселение папоротникообразных как результат соответствия их строения условиям обитания |
VI. Определение способов поиска источников информации по направлениям | Предложения учителя по работе с литературой, другими источниками информации | Рекомендованы учебники для школы («Ботаника» — разных авторов, «Общая биология»), энциклопедические словари юного биолога, натуралиста, биологические энциклопедические словари, видеофильм в медиатеке и др. |
Урок 2. Определение способов и методов исследования, организация групп.
1. Определены предварительно в группах, а затем в результате общей дискуссии методы исследования.
2. Работа в группах экспертов по отдельным направлениям.
3. Обмен информацией в базовых группах.
Урок 3. Обмен информацией, работа по группам экспертов, работа по группам с лидером, определение методов работы, форм отчёта.
1. Продолжение работы в базовых группах и в группах экспериментов по обмену собранной информацией, совместный её анализ.
2. Определение форм отчётности по своей части проекта (направлению), его оформления.
3. Определение наиболее удачных из приводимых членами базовой группы и групп экспертов аргументов, подтверждающих или опровергающих выдвинутые гипотезы.
Урок 4. Анализ собранной группами информации, полученной в результате экспериментов.
1. Завершение сбора информации и её обсуждение по группам.
2. Выводы по направлениям, аргументация.
3. Распределение ролей для защиты проекта.
Урок 5. Работа в малых группах по составлению сценария защиты проекта.