Этапы намечаемого исследования

Цели урока Используемые методы, приёмы Результаты урока ботаники (что «на выходе»?)
I. Постановка проблемы Проблемный метод — через противоречие, от ситуации Проблема: часть относительно просто устроенных растений в процессе эволюции дожила до наших дней без существенных изменений, несмотря на появление, более прогрессивных видов, часть вынуждена была исчезнуть с лика планеты. Почему?  
II. Определение объекта исследования Общая беседа с использованием видеофильма, рисунков, таблиц по теме Объект исследования — растения-представители отделов папоротников и голосеменных  
III. Выявление предметаисследования Объяснение учителя: выявление вопросов, подлежащих исследованию в группах Особенности внешнего (морфология) и внутреннего (анатомия) строения голосеменных и папоротниковых; процессы их жизнедеятельности: дыхание, испарение, питание, периоды активности и покоя и т.п.
IV. Формулировка гипотез Выявление связей между объектами и явлениями в целом: предложения детей по объяснению противоречий проблемы, систематизация их под руководством учителя Причина выживания одних растений по сравнению с другими состоит: а) в изменении их строения в соответствии с изменениями среды обитания в процессе эволюции (те растения, которые приобрели полезные изменения, выживают, а те, которые не приобрели таковых, — вымирают); б) растения доживают до наших дней без изменения в том случае, если среда их жизни мало изменяется или не изменяется вовсе
V. Определение направлений работы, непосредственных задач Дискуссия: в каких направлениях нужно искать подтверждения положений гипотез (класс делится на 4 группы; каждая группа занимается всеми четырьмя направлениями поиска аргументов) Весь класс решает одну проблему по четырём направлениям: 1. Адаптация вегетативных органов к условиям разной влажности (микро- и макростроение). 2. изменения, происходящие с генеративными органами растений. 3. Расселение голосеменных как результат их эволюционных видоизменений. 4. Расселение папоротникообразных как результат соответствия их строения условиям обитания
VI. Определение способов поиска источников информации по направлениям Предложения учителя по работе с литературой, другими источниками информации Рекомендованы учебники для школы («Ботаника» — разных авторов, «Общая биология»), энциклопедические словари юного биолога, натуралиста, биологические энциклопедические словари, видеофильм в медиатеке и др.

 

Урок 2. Определение способов и методов исследования, организация групп.

1. Определены предварительно в группах, а затем в результате общей дискуссии методы исследования.

2. Работа в группах экспертов по отдельным направлениям.

3. Обмен информацией в базовых группах.

 

Урок 3. Обмен информацией, работа по группам экспертов, работа по группам с лидером, определение методов работы, форм отчёта.

1. Продолжение работы в базовых группах и в группах экспериментов по обмену собранной информацией, совместный её анализ.

2. Определение форм отчётности по своей части проекта (направлению), его оформления.

3. Определение наиболее удачных из приводимых членами базовой группы и групп экспертов аргументов, подтверждающих или опровергающих выдвинутые гипотезы.

 

Урок 4. Анализ собранной группами информации, полученной в результате экспериментов.

1. Завершение сбора информации и её обсуждение по группам.

2. Выводы по направлениям, аргументация.

3. Распределение ролей для защиты проекта.

 

Урок 5. Работа в малых группах по составлению сценария защиты проекта.