МЕТОДИКА --- как наука и как технология
Определение: Методика обучения ИЯ – 1. наука,исследующая закономерности, цели, содержание, средства, приемы, методы обучения и воспитания на материале ИЯ;
2. – совокупность методов, способов, приемов обучения, направленных на овладение ИЯ = технология.
Как следует из данного определения, методика – педагогическая наука, исследующая закономерности обучения определенному предмету, в данном случае – предмету «иностранный язык». В учебно-воспитательном процессе имеется 3 неразрывно связанные стороны:
· учебный предмет или содержание обучения;
· деятельность учителя – преподавание;
· деятельность учащихся – учение.
Задача методики – исследовать закономерные связи между этими 3 компонентами и на основе выявленных закономерностей разработать требования к учебному предмету, учителю и учащимся, изучающим иностранный язык.
Содержание методики составляет:
· определение: места данного учебного предмета в системе образования, его содержания, практических, познавательных и воспитательных целей обучения данному предмету;
· выявление данных смежных и базовых (базисных) наук;
· выработка/ разработка методов и форм обучения соответственно целям и содержанию;
· определение требований к учебному комплексу;
· изучение истории методики;
· научное обоснование программ, учебников.
Обучение предмету «иностранный язык», - есть передача учащимся знаний, выработка языковый и речевых навыков и умений и управление деятельностью учащихся, направленной на овладение определенными навыками и умениями.
Методика является комплексной научной дисциплиной и располагает системой методов исследования (эмпирическими, теоретическими, экспериментальными, историческими).
Выделяют общую и частную методики
Общая методика обучения ИЯ, определяющая законы, принципы, цели, содержание, методы, приемы, средства обучения речевой деятельности на любом ИЯ;
Частная методика, определяющая отбор языкового материала конкретного ИЯ, установление типологии трудности овладения им, выбор методов, приемов, способов и средств обучения конкретному ИЯ.
Объектом исследования в методике (по определению И.Л. Бим, 1974 г.) являются «реальные явления данной сферы деятельности /здесь – обучение ИЯ/ и некоторые результаты познания в данной области, зафиксированные в знаковой форме и выступающие в объективизированном материальном виде».
Предметом исследования (И.Л. Бим) является «вся проблематика, связанная с изучением данной сферы деятельности, а также проблемы развития самой методики как науки».