Историки о возникновении Киевской Руси.
С XVIII века и до сих пор в исторической науке идут споры по проблеме возникновения государственности у восточных славян, временами приобретая страстный характер и политическое значение. В 1730-е – 60-е гг. немецкие ученые Иоганн Готфрид Байер и Герард Фридрих Миллер, работавшие в Петербургской Академии Наук, в своих научных трудах впервые попытались доказать, что Древнерусское государство было создано варягами, или норманнами (т.е. северной ветвью германских племен). Они положили начало норманнской теории происхождения Российского государства. Крайним проявлением концепции является утверждение, что славяне в силу своей неполноценности не могли создать государства, а затем без иноземного руководства были не в состоянии управлять им.
Против этой теории решительно выступил М.В. Ломоносов, которому императрица Елизавета Петровна поручила написать историю России. Ломоносов в пику немецким академикам доказывал, что Русское государство создали сами восточные славяне, а роль варягов была случайной и эпизодической. Он же выдвинул предположение, что слово «русь» произошло от названия реки Рось (приток Днепра) и якобы жившего на ней одноименного племени, входившего в племенной союз полян. С тех пор борьба норманнистов и антинорманнистов не утихает.
Норманнисты единодушны в двух принципиальных вопросах. Во-первых, они считают, что норманны (варяги) добились господства над восточными славянами путем внешнего военного захвата или с помощью мирного покорения (приглашения княжить). Во-вторых, они считают, что слово «русь» норманнского происхождения.
Антинорманнисты считают, что термин «русь» доваряжского происхождения и восходит к очень древним временам. В «Повести временных лет» есть места, которые противоречат легенде о призвании трех братьев княжить. За 852 год есть указание о том, что при царствовании в Византии Михаила уже была Русская земля. В Лаврентьевской и Ипатьевской летописях речь идет о том, что варягов княжить приглашали все северные племена, в том числе и русь. Советские исследователи М.Н. Тихомиров, Д.С. Лихачев считают, что запись о призвании варяжских князей появилась в летописи позже, чтобы противопоставить два государства — Киевскую Русь и Византию. Автору летописи для этого потребовалось указать иностранное происхождение княжеской династии. Согласно исследованию А.А. Шахматова, варяжские дружины стали называться русью после того, как перешли на юг. А в Скандинавии ни по каким источникам нельзя узнать о каком-то племени русь.
Вот уже в течение двух с лишним веков идут споры между представителями норманнской и антинорманнской (славянской) школ историографии. В настоящее время позиции норманнистов и славянофилов сблизились. Однако это сближение вовсе не является свидетельством утверждения истины. Как та, так и другая концепции оказались тупиковыми. Кроме того, существуют еще и другие мнения. В.А. Мошин доказывает греческое происхождение названия «Русь». О существовании Руси как тмутараканского княжества в IX в. пишут А.Н. Насонов, М.В. Левченко, А.Л. Монгайт. Протоиерей Лев Лебедев пишет: «...в IV – VII вв. происходило известное нам формирование первой русской государственности — культурно-политическое объединение племенных союзов полян и северян под общим главенством племени «рус» с княжеской династией кривичей». Этот вывод интересен тем, что корень «крив» соответствует сегодняшнему названию «русский» у соседей кривичей — латышей.
Научные результаты двухсотлетних дискуссий состоят в том, что ни одна из школ не может внятно объяснить, что такое «русь»: если это этнос, то где он локализовался, в силу каких причин на определенном этапе усилился и куда впоследствии исчез.
Возникновение Киевской Руси хронологически вписывается в процесс государствообразования, протекавший в IX – X вв. на территориях Северной, Центральной и Восточной Европы. В первой половине IX в. образовалось Великоморавское княжество, на рубеже IX – X вв. — Чешское. В середине IX в. шло объединение польских племен, во второй половине X в. было создано Древнепольское государство. В IX в. сложилась государственность в Хорватии и на сербских землях. IX век — время появления объединенного англосаксонского королевства, a X век — Датского.
В исторической науке не закончены дискуссии по вопросу, было ли Киевское государство первым государством восточных славян или у него были исторические предшественники.
Арабские историки ал-Истархи и ал-Балхи в начале X в. называли три таких объединения VIII века: Куяба (Киевская земля), Славия (Новгородская земля) и Артания или Артсания. Одни историки (В.В. Мавродин) склонны видеть в Артании Рязань, другие (X. Ловмяньский, А.П. Новосельцев) — Ростов Великий, третьи (В.Л. Янин) — Таманский полуостров. Описываются еще более ранние образования во главе с Божем и Маджаном, имевшие место в VI и даже IV веках.
Не вызывает сомнения существование названных политических образований. Все же скудность источников не позволяет с достоверностью судить, были ли они уже государствами или чем-то догосударственным, например, племенными союзами.
Спорным остается вопрос о Киевском государстве при Дире и Аскольде. Существует мнение, что Дир и Аскольд —варяги, захватившие в 860 или 862 гг. Киев, в котором не было князя. В 866 г. они организовали смелый набег на Константинополь и якобы даже захватили его. Через два года после набега Аскольд заключает с греками мир и решает ввести христианство. Патриарх Константинопольский Фотий по этому поводу пишет: «Не только болгарский народ переменил прежнее нечестие на веру во Христа, но и тот народ, о котором многие рассказывают и который в жестокости и кровопролитии все народы превосходит, оный глаголемый Россь... Однако ныне переменил языческое и безбожное учение... на чистую и правую Христианскую Веру».
При всех спорах и неясностях достоверным остается одно: в IX в. государственность у восточных славян уже существовала. Объединение земель вокруг Киева, безусловно, было государством.
Согласно «Повести временных лет», объединение Древнерусского государства началось варягами с севера. За 859 г. в летописи есть сообщение, что племена восточных славян на юге платили дань хазарам, а на севере — словене и кривичи, а также финно-угорские племена чудь и меря платили дань варягам (норманнам).
Достоверность описываемого подтверждает сравнительный материал Западной Европы. В первой половине IX в. норманны делали набеги на территории приморских стран, вымогая выкупы и дани. В Западной Европе их называли викингами, в Восточной Европе — варягами. В 836 и 837 гг. викинги нападали на Фризию и каждый раз получали выкуп. В 845 г. норманны опустошили селения по берегам Сены до Парижа. Король Франции Карл Лысый вынужден был уплатить 7 тысяч фунтов серебра, чтобы спасти Париж от разграбления. Видимо, как и на Западе, в зависимости от норманнов были северные племена Восточной Европы и некоторые племена по торговому пути «из варяг в греки».
Далее летопись сообщает, что в 862 г. новгородцы изгнали варягов за море, но среди разноязыких племен, да и в самом Новгороде, мира не было, и решено было пригласить князя, «который бы владел и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси, и пригласили трех братьев: Рюрика, Синеуса и Трувора. С 862 г. конунг Рюрик стал княжить в Новгороде, Синеус — в Белоозере, а Трувор — в Изборске. Этот 862 год, когда Рюрик утвердился в Новгороде, согласно официальной традиции, считается началом династии Рюриковичей и вообще началом русской государственности. От норманнского слова «конунг» (вождь) произошло русское «князь».
После смерти братьев Рюрик стал княжить один, а своим дружинникам раздал Полоцк, Ростов, Белоозеро. Когда в 879 г. умер Рюрик, воевода Олег вместе с малолетним сыном Рюрика Игорем подняли племена по торговому пути «из варяг в греки» на большой поход к югу. В походе участвовали сами варяги, словене и кривичи, а также финно-угорские племена меря и весь. Во время этого похода 882 года Олег захватил Киев и перенес туда свою столицу, чем положил начало образованию Древнерусского государства с центром в Киеве. Правил Олег до 912 г., когда власть в Киеве перешла к Игорю (912 – 945).
Что касается названия «русь», большинство историков сейчас склоняется к его норманнскому происхождению. Наиболее интересна и правдоподобна, на наш взгляд, следующая версия. Конунг, идя в поход, собирал воинов из разных норманнских родов и племен, поэтому его дружина не могла применять в отношении себя какое-то этническое самоназвание. Отвечать же на вопрос чужеземцев: «Кто вы такие?», — им так или иначе приходилось. Вероятно, появилось самоназвание «профессионального» типа: от того вида деятельности, которым варяги больше всего занимались в походе. Скорее всего, слово «русь» происходит от древнескандинавского глагола «ruots» — «грести». Дружинники стали говорить, что они «ruotsi» — «гребцы». Именно княжеская дружина явилась главным орудием собирания восточнославянских племен вокруг Киева и первым аппаратом государственного управления, поэтому ее самоназвание, упрощенное на славянский манер: Русь, — со временем перешло на всю страну.
В литературе существуют разные мнения об основах происхождения государства. В XVIII в. В.Н. Татищев полагал развитие государственной власти из семейной. И в дальнейшем этой концепции придерживались и норманнисты, и славянофилы. Но, как считает В.Н. Паранин, такой ход государственного строительства на такой обширной территории и при великом множестве разноязычных народов представляется весьма сомнительным. И.В. Киреевский считал государственность естественным развитием народного быта. По его мнению, маленькие сельские общины сливались в большие: областные, племенные и т.д. А из них уже слагалось одно общее согласие русской земли.
И.Я. Фроянов выдвинул концепцию, по которой Русь, по крайней мере, до конца X века оставалась не государством, а племенным союзом, то есть переходной к государственной организации формой, соответствующей этапу военной демократии. Дань он рассматривает не как вид феодальной ренты, а как военную контрибуцию, наложенную на покоренные племена в пользу военного вождя (князя) или его агентов, никак не соотнося ее с классовой эксплуатацией трудового населения государственной элитой. Собственно государство же вырастает во второй половине XI – XII вв. на общинной основе и принимает общинную форму «городских волостей — государств». Князья и знать в своей политической деятельности выражают, в значительной мере, интересы и потребности свободных членов общества таких государств (свободных горожан и крестьян). Причем союзы общин в этих государственных образованиях возглавляет торгово-ремесленная община главного города. Вассалитет (княжеский, боярский) и иммунитет носят дофеодальный характер.
Л.В. Черепнин предложил концепцию государственного феодализма в Киевской Руси. Он исходил из того, что дань собиралась с крестьянского населения как феодальная рента. То, что на Руси не было вотчин, аналогичных западноевропейскому феоду (землевладение феодала с зависимыми от него крестьянами), компенсировалось распределением князем собранной дани среди дружинников как совокупного господствующего класса.