Государство и право Российской империи в период абсолютизма


 


лопроизводством, второй — собственно судебными делами (надзором, обобщением практики, кадровым подбором, пересмотром дел), третий - делами провинций (администра­цией, финансами), четвертый — военными делами, пятый — местной администрацией, шестой — местными судами.

С 1801 г. Сенат фактически и окончательно превращается в высшую судебную инстанцию.

При Екатерине II наряду с высшими бюрократическими учреждениями, стоящими у вершин власти, появляются уч­режденные непосредственно при императоре статс-секрета­ри (1763 г.). Их роль при Павле I еще более возрастает. Тогда же создается Собственная его императорского величества канцелярия, полномочия которой превысили полномочия Сената.

Столь частые изменения в структуре высших органов власти и управления были обусловлены борьбой двух начал власти — бюрократического и личного. Укрепление абсолют­ной монархии питало каждое из этих начал — власть монарха становилась неограниченной, но она должна была опираться на мощный бюрократический аппарат, который, в свою оче­редь, все более начинал работать на себя. Законы бюрокра­тии приводили к тому, что аппарат стремился стать господ­ствующим. В этой коллизии монарх был вынужден обращать­ся к «верным людям», узкому кругу лиц, которым он перепору­чал власть.

В 70—80-х гг. XVIII в. большая часть коллегий ликвидирует­ся или преобразуется, но в 1796 г. они вновь восстанавливают­ся на основе принципа единоначалия, во главе каждой стоял директор (позднее министр). Централизация и бюрократиза­ция государственного аппарата достигают предела, он пред­ставляет собой закрытую и самодостаточную систему.

В свою очередь, замкнутость правящей группы вызвала негативную реакцию других, более широких слоев правящего класса — придворных, гвардии, аристократии столичного и провинциального дворянства. Потеря правящей верхушкой социальной опоры вела к ее свержению через дворцовые перевороты. Гвардия начинает диктовать свои условия (кон­диции), которые вынуждены принимать монархи.

Возникшие еще при Петре I специальные политические репрессивные органы более интенсивно стали развиваться


во второй четверти XVIII в. Преобразования 1713-1718 гг. укрепили систему розыскных канцелярий, и в 1718 году обра­зуется центральный орган — Тайная канцелярия. После ее ликвидации в 1726 г. контрольно-розыскные и надзорные функции переходят к Верховному Тайному совету, а затем в 1731 г. — специально созданной Канцелярии тайных розыск­ных дел, контролируемой Сенатом. Это был действительный карательный орган, прототип тайной полиции. Знаменитая формула «слово и дело государево», указывающая на затрону­тый в деле государственный интерес, была достаточным ос­нованием, чтобы замешанные в деле оказались в Канцелярии тайных розыскных дел.

В 1762г. Канцелярия упраздняется (ее деятельность вызы­вала активное недовольство дворянства), и вместо нее учреж­дается Тайная экспедиция Сената (что указывало на возобно­вившуюся политическую активность Сената). Тайная экспе­диция по оперативной линии подчинялась генерал-губерна­тору и находилась под контролем императрицы (Екатери­ны II). Тайная экспедиция создавала специальные секретные следственные комиссии для расследования конкретных дел. Многочисленные секретные комиссии создавались в период крестьянской войны 1773—1775 гг. Комиссиям были приданы воинские команды, применявшие к арестованным и телес­ные наказания, и расстрел (с санкции следственной комис­сии). Эти органы носили чрезвычайный характер и образо­вывались в соответствии с политической ситуацией.

Постоянно действующими оставались полицейские уч­реждения, образованные еще в 1718 г. Во второй четверти XVIII в. на эти органы стали возлагаться функции экономи­ческого характера. В 1729 г. была создана Канцелярия кон­фискации, организующая и обеспечивающая конфискацион-ные акции (по приговорам суда). В 1730 г. образуется Долж­ный приказ, целью которого было проведение полицейских действий в отношении должников, неплательщиков и бан­кротов.

Принятый в 1649 г. Наказ о Градском благочинии стал действовать, помимо Москвы, на всей территории государст­ва. В крупных городах объезжим головам поручалось осущест­влять паспортный контроль, наблюдать за порядком, санита­рией, кормчеством и освещением. Они же формировали