Живопись

Русская живопись 17 века пронизана противоречиями. Противоречия в русской живописи 17 века видны как в иконописи, так и в монументальной живописи. Противоречие заключается в верности традициям, интересу к многосложным рисункам - с одной стороны. С другой – стремление художников к «жиству», любовь к мелочам и деталям в иконе и фреске. 17 век нельзя считать расцветом русской живописи, так же нельзя и сказать, что русская живопись 17 века была в большом упадке. Икона 17 века, конечно, проигрывает в духовности иконам эпохи Андрея Рублева и Феофана Грека, то в гораздо меньшей степени это относиться к фреске. В 17 веке создаются монументальные росписи в Ростовском и Московском Кремле, храмах Ярославля, Вологды, и других русских городов.

Выдающиеся иконописцы проживали в Москве. Числились они в ведомстве Иконной Палаты Иконного приказа. В конце 17 века стали работать мастерами Иконного цеха Оружейной палаты.

На рубеже 16-17вв. в искусстве появляются 2 разные художественные школы. 1- годуновская школа, названная так, потому что большинство произведений было исполнено по заказу Б. Годунова, и 2 – строгановская школа, названая, потому что некоторые иконы выполнены по заказу Строгановых.

Годуновскаяшкола придерживалась образам Рублева и Дионисия.

Строгановская же икона отличалась небольшими размерами, тщательным письмом, изощренностью рисунка и богатством орнамента, естественно основным колоритом стало золото и серебро. Она скорее была на молебным образом, а драгоценной миниатюрой, рассчитанной на ценителя искусства. Художники много внимания уделяли красоте формы, тщательно прописывали каждую деталь. Несомненно новым у мастеров «строганновской школы» было то, что им удавалось передать лирическое настроение поэтического, сказанного пейзажа (пример: Иоанн Предтеча в пустыне).

Наиболее известные строганновские мастера – Прокопий Чирин, Никита, Федор, Назарий, Истома Савины. Произведение этих мастеров явно отличаются индивидуальным почерком. Особенно интересны работы Прокопия Чирина. Чирин был родом из Новгорода.

Его иконы выполнены в неярких красках, фигуры по контуру очерчены золотой каймой, пробелены тончайшим ассистом (штрихи из сусального золота
или серебра на складках одежд). Именно поэтичность религиозного чувства выделяет его среди художников Строгановской школы. Не случайно мастер предпочитал однофигурные изображения с всегда сосредоточенным выражением острохарактерных ликов, рассчитанные на индивидуальное восприятие, любование с близкого расстояния, не в храме, а дома, не среди людей, а в молитвенном уединении, в котором пребывают и его персонажи.

Икона «Никита воин» - типичное строганновское произведение. Святой-воин, одетый в красную рубаху, золотые доспехи и ярко-синий плащ, отличается утонченным изяществом. Художник обращал главное внимание на изысканность красочных сочетаний, на тщательную отделку деталей одежды и миниатюрную выписанность лица и рук.

Слегка подогнув колени и преклонив голову, святой обращается с молитвой к Богоматери, изображенной в верхнем углу иконы. Хрупкий, слабый, одинокий в пустоте темного фона, Никита Ч. совсем не похож на героические образы святых древнерусской иконописи — он предельно «очеловечен», его переживания близки и понятны простому верующему.

Приписываемая Прокопию Чирину икона «Иоанн Предтеча Ангел пустыни» (первая треть XVII в.) наглядно подтверждает, что иконопись XVI в. открыла дорогу пейзажу. Пустыня Иоанна Предтечи у Прокопия Чирина — это уже не обычные «декорационные» «горки», а многообразный ландшафт с холмами, оврага, реками и растениями, среди которых обитают люди, животные и птицы. На этом многообразном фоне выделяется крупная фигура святого. Тем острее в иконе звучит тема трагического одиночества человеческой души в мире.

Под кистью строгановских мастеров фигуры становятся хрупкими, уже совсем лишенными внутренней силы и этической значимости, свойственной образам иконописи 14- и 15 вв. Живопись 1 половины 17в. освободилась от сложной символики, композиции стали проще, повествовательность не сложная, порой даже наивная.

Еще одним замечательным русским живописцем 17 века был Назарий Савин. Савин предпочитал фигуры удлиненных пропорций, узкоплечие и длиннобородые. В 30 годы 17 века Савин возглавил группы иконописцев, написавших деисусный праздничный и пророческий чины для иконостаса церкви Положения Ризы Богородицы и в Московском Кремле. В середине 17 века, проводятся большие работы по возобновлению древних стенописей.

Подъем культуры начинается с сер 17в. раскол церкви влиял на культурную жизнь. Во главе нового движения, провозглашавшего те задачи живописи, которые вели к разрыву с древнерусской иконописной традицией стоял Симон Ушаков (1626-1686). В традиционное представление об иконописи Ушаков внес свое понимание назначения иконы, выделяя прежде всего художественную, эстетическую сторону. Симон Ушаков хотел, чтобы живопись обладала свойством зеркала. Он считал необходимым перенести приемы реалистической живописи и в церковное искусство, мотивируя это тем, что люди хотят видеть и бога и святых такими же, как «царские персоны», то есть изображенными правдиво.

Для защитников старой традиции икона считалась предметом культа, и лики святых не могли быть копией простых смертных. Но Ушаков был верен своей теории. Художник стремится избавиться от условных канонов иконописного изображения, он добивается телесного тона лиц, почти классической правильности лиц, добавляет объем, правильную перспективу (иногда использует архитектуру итальянского возрождения). Пример Спас нерукотворный, троица – излюбленные темы художника.

«Троица» Ушакова не имеет ничего общего с Рублевской. Ангелы выглядят земными существами, что само по себе лишено смысла, стол с чашей превратился в настоящий натюрморт.

Родился Симон Ушаков в 1626 году, по рождению он был «дворянин московский». Годы и место обучения будущего иконописца, а также учителя, неизвестны. Ничего неизвестно о нем до поры поступления на государеву службу в Серебряную палату в 1648 году. Будучи «знаменщиком» (рисовальщиком) Серебряной палаты, где считался ведущим мастером, Симон Ушаков привлекался к написанию икон, фресок, чертил карты, планы, делал рисунки для монет и украшений на ружья и т.п.

В 1664 году царским указом мастер был принят в Оружейную палату на должность ведущего «жалованного» (т.е. получал жалование) «изографа» (художника). Оружейная палата становится художественным центром не только Москвы, но и всего государства в целом. Здесь работают лучшие художественные силы. Оружейная палата становится чем-то вроде высшей художественной школы, где готовят и обучают квалифицированных мастеров.

Симон Ушаков руководил всей работой Оружейной палаты и занимался практически всеми видами художественной деятельности. Он писал иконы, получал самые разнообразные заказы на поновление росписей царских комнат, руководил работами по поновлению икон и наружных фресок Успенского собора, руководил работами по росписи стен Архангельского собора. Писал светские портреты (парсуны – от слова персона). Выполнял рисунки для гравюр и сами гравюры. Но прежде всего, Ушаков известен как иконописец. Сохранилось более 50 икон с его подписью.

Для церкви Троицы в Никитниках в 1658 году Симон Ушаков пишет небольшую икону «Спас нерукотворный» и в дальнейшем он часто будет обращаться к подобному изображению. Последний из сохранившихся Спасов нерукотворных кисти Симона Ушакова датируется 1678 годом. Можно сказать, что нерукотворный образ был центральной темой в его творчестве. Именно эта композиция, когда изображается только лик на убрусе (плате) - позволяла иконописцу применять и совершенствовать технику светотени. Важно отметить, что передача светотени, с помощью которой передается объем, в русском искусстве появляется только в XVII веке, и что Симон Ушаков был основателем этого метода. Именно поэтому все ушаковские Спасы так непохожи на древние образцы. Художник принципиально по-новому трактует сам образ и старается показать в Богочеловеке Христе не столько божественное, сколько человеческое начало.

Своим Спасам он сообщает человеческие черты: выражение страдания, грусти, реально пишет глаза, передает теплоту щек, мягкость волос. Однако он не выходит еще за рамки правил иконописания.

Икон, писанных Ушаковым, дошло до нас довольно много, но, к сожалению, большинство их искажено позднейшими записями и реставрациями.

1660-е годы можно назвать вершиной в искусстве Ушакова. Особенно 1668 год, когда им были написаны такие иконы, как «Богоматерь Елеуса Киккская» и «Богоматерь Владимирская».

Богоматерь Елеуса Киккская. Название иконы связано с Киккской обителью на Кипре, где до сих пор хранится древний чудотворный образ. «Елеуса» в дословном переводе с греческого – «милующая» или, как говорили на Руси, «умиление». Лики на иконе выполнены объемно, в реалистической светотеневой манере. Применяя технику тончайших лессировок (живописный прием нанесения более прозрачного красочного слоя поверх предшествующего), художник проделывает кропотливую работу, прорабатывая каждую форму.

Икона «Древо государства Московского» является наиболее выдающимся памятником русского искусства XVII века. Интересно отметить, что в нижней части композиции изображены стены и башни Московского Кремля со стороны Красной площади, переданные с документальной точностью такими, какими они были к моменту написания иконы.

За стенами Кремля Успенский собор – главная святыня Русского государства, у подножия собора князь Иван Данилович Калита, собиратель земли русской и московский митрополит Петр, перенесший Митрополичью кафедру из Владимира в Москву. Они сажают и поливают дерево «Русского государства». На ветвях древа – медальоны с изображениями царей, московских святых, своими подвигами и благочестием утвердившие авторитет Москвы, как общерусского духовного и политического центра. За кремлевской стеной стоит царь Алексей Михайлович и его жена Мария Ильинична с детьми, царевичами Алексеем и Феодором. (Существуют достоверные сведения, что Алексей Михайлович неоднократно заказывал Ушакову свои портреты, которые не сохранились, поэтому особый интерес представляют миниатюрные портреты царя Алексея Михайловича и его жены на данной иконе). Наверху в облаках изображен Спас, вручающий парящим ангелам венец и ризу для Алексея Михайловича – царь небесный венчает царя земного.

Внизу на изображении кремлевской стены в среднике надпись с датой; и справа в нижнем углу авторская подпись: «А писал сии образъ его государевъ зографъ Пимин зовомый Симон Ушаковъ».

У Ушакова было множество учеников, среди них наиболее известными были Георгий Зиновьев, Иван Максимов, Михаил Милютин. Он работал над созданием первого учебного пособия для художников – «Алфавит художеств». Известно его теоретическое сочинения («Слово к люботщателям иконного писания», 1667), в котором он выразил взгляды на задачи иконописного творчества.