Ьсударство и право Российской империи в период абсолютизма 141

МО

Государство и право Российской империи в период абсолютизма 139

сударственных чинов, принятие апелляций на судебные ре­шения коллегий.

Генерал-прокурор одновременно руководил заседаниями Сената и осуществлял контроль за его деятельностью. Гене­рал-прокурор и обер-прокурор могли быть назначены и от­странены только монархом.

Реформа 1722 г. превратила Сенат в высший орган цент­рального управления, вставший над всем государственным аппаратом (коллегиями и канцеляриями). В системе этих ор­ганов происходили существенные изменения.

В 1689 г. был создан особый, не вписывающийся в систему других приказов Преображенский приказ. С 1697 г. в нем оказались сосредоточенными розыск и суд по важнейшим политическим и воинским делам, он превратился в централь­ный орган политического сыска и был позже подчинен Сена­ту наряду с другими коллегиями. Упразднен в 1729 г.

В 1699 г. была учреждена Бурмистерская палата, или Рату­ша, с помощью которой предполагалось улучшить дело по­ступления в казну прямых налогов и выработать общие усло­вия промышленности и торговли в городах. В своей работе Бурмистерская палата опиралась на систему местных органов (земских губ). К 1708 г. Ратуша превратилась в центральное казначейство, заменив Приказ большой казны. В нее вошли двенадцать старых финансовых приказов.

В конце XVII — начале XVIII в. сокращается число прика­зов, и одновременно с этим происходит слияние нескольких приказов в один. В 1699 г. из 44 приказов образуется 25. Тре­бования новой политической и государственной жизни в стране вызвали появление новых отраслевых приказов: Ад­миралтейского (1696 г.), Провиантского (1700 г.). Приказа военных дел (образованного в 1701 г. на основе слияния Рей­тарского и Иноземного приказов).

Нерегламентированность деятельности приказов и отсут­ствие нормативной базы для их работы затрудняли их работу в новых условиях и особенно контроль за их деятельностью со стороны высших органов. В 1718—1720 гг. большинство приказов ликвидируется, на их месте учреждаются новые ор­ганы отраслевого управления.

В конце 1717 г. начала складываться система коллегий:

были назначены Сенатом президенты и вице-президенты, оп-


ределены штаты и порядок работы. Кроме руководителей, в состав коллегий входили четыре советника, четыре асессора (заседателя), секретарь, актуариус, регистратор, переводчик и подъячие. Специальным указом предписывалось с 1720 г. начать производство дел «новым порядком».

Уже в декабре 1718 г. был принят реестр коллегий:

1) Иностранных дел; 2) Казенных сборов; 3) Юстиции;

4) Ревизионная (бюджетная); 5) Военная; 6) Адмиралтейская;

7) Коммерц (торговля); 8) Штатс-контора (ведение государст­венных расходов); 9) Берг-Мануфактур-коллегия (промыш­ленная и горнодобывающая).

В 1721 г. была учреждена Вотчинная коллегия, заменив­шая Поместный приказ, в 1722 г. из единой Берг-Мануфактур-коллегии выделилась Мануфактур-коллегия, на которую, кроме функций управления промышленностью, были возло­жены задачи экономической политики и финансирования. За Берг-коллегией остались функции горнодобычи и монет­ного дела.

Деятельность коллегий определял Генеральный регла­мент (1720 г.), объединивший большое число норм и правил, детально расписывающих порядок работы учреждения.

Создание системы коллегий завершило процесс центра­лизации и бюрократизации государственного аппарата. Чет­кое распределение ведомственных функций, разграничение сфер государственного управления и компетенции, единые нормы деятельности, сосредоточение управления финанса­ми в едином учреждении — все это существенно отличало новый аппарат от приказной системы.

С учреждением новой столицы (1713 г.) центральный ап­парат переместился в Санкт-Петербург. Сенат и коллегии со­здавались уже там.

В 1720 г. в Санкт-Петербурге создается Главный магистрат (на правах коллегии), координировавший работу всех маги­стратов и являвшийся для них судебной апелляционной ин­станцией. В 1721 г. принимается Устав Главного магистрата, регламентирующий работу магистратов и городской поли­ции.

Отраслевой принцип управления, свойственный колле­гии, не был выдержан до конца: помимо специальных колле­гий, судебные и финансовые функции возлагались на иные


отраслевые коллегии (Берг, Мануфактур, Коммерц). Вне сферы контроля коллегий оставались целые отрасли (поли­ция, просвещение, медицина, почта). Коллегии не входили также в сферу дворцового управления: здесь продолжали дей­ствовать Приказ большого дворца и Канцелярия дворцовых дел. Такой подход к делу нарушал единство коллежской сис­темы.

Преобразование системы государственных органов изме­нило характер государственной службы и бюрократии. С уп­разднением Разрядного приказа в 1712 г. последний раз были составлены списки думных чинов, стольников, стряпчих и других чинов. В ходе создания новых управленческих орга­нов появились новые титулы: канцлер, действительный тай­ный и тайный советники, советники, асессоры и др. Все должности (штатские и придворные) были приравнены к офицерским рангам. Служба становилась профессиональ­ной, а чиновничество — привилегированным сословием.

Местное управление в начале XVIII в. осуществлялось на основе старой модели: воеводское управление и система об­ластных приказов. В процессе петровских преобразований в эту систему стали вноситься изменения. В 1702 г. вводится институт воеводских товарищей, выборных от местного дво­рянства. В 1705 г. этот порядок становится обязательным и повсеместным, что должно было усилить контроль за старой администрацией.

Характерно, что преобразование местных органов управ­ления началось в городах. В Москве была создана Бурмистер-ская палата, которой были подчинены все выборные органы местного управления (губы). В состав бурмистерских губ вхо­дили: бурмистры (выборные от купцов, слобод и сотни), во главе губ стояли президенты.

В 1702 г. отменяется институт губных старост, и их функ­ции передаются воеводам, управляющим делами совместно с выборными дворянскими советами.

В 1708 г. вводится новое территориальное деление госу­дарства: учреждались восемь губерний, по которым были рас­писаны все уезды и города. В 1713—1714 гг. число губерний возросло до одиннадцати.

Во главе губернии был поставлен губернатор или генерал-


губернатор (Петербургская и Азовская губернии), объединяв­шие в своих руках всю административную, судебную и воен­ную власть. Им подчинялись четыре помощника по отраслям управления.

В ходе реформы (к 1715 г.) сложилась трехзвенная систе­ма местного управления и администрации: уезд — провинция — губерния. Провинцию возглавлял обер-комендант, которо­му подчинялись коменданты уездов. Контролировать ниже­стоящие административные звенья помогали ландратные ко­миссии, избранные из местного дворянства.

Губернии образовались в следующем порядке: в 1708 г. — Московская, Петербургская, Киевская, Смоленская, Архан­гельская, Казанская, Азовская, Сибирская; в 1713 г. — Риж­ская, в 1714 г. — Новгородская, в 1717 г. —Астраханская.

В качестве основного административного, финансового и судебного органа в губернии выступала канцелярия. С 1713 г. при губернаторе учреждаются ландраты (советники) из мест­ных дворян. Однако, в отличие от городского самоуправле­ния, коллегиальный принцип управления в губерниях не при­жился.

Во главе провинции стоял обер-комендант, во главе новой административной единицы (возникла в 1715 г. в дополнение к трехзвенной системе) «доли» стоял ландрат.

Вторая областная реформа была проведена в 1719г. Суть ее заключалась в следующем: одиннадцать губерний были раз­делены на сорок пять провинций. Во главе этих единиц были поставлены также губернаторы, вице-губернаторы или вое­воды.

Делились провинции на округа-дистрикты. Администра­ция провинций подчинялась непосредственно коллегиям. Четыре коллегии (Камер, Штатс-контора Юстиции, Вотчин­ная) располагали на местах собственным разветвленным ап­паратом из камериров, комендантов, казначеев. Важную роль играли такие местные конторы, как камерских дел (раскладка и сбор податей) и рентерен-казначейства (прием и расходова­ние денежных сумм по указам воеводы и камериров).

В 1719 г. воеводам поручалось наблюдение «за хранением государственного интереса», принятие мер государственной безопасности, укрепление церкви, оборона территории, над-


(Ьсударство и право Российской империи в период абсолютизма

зор за местной администрацией, торгами, ремесламии засоблюдением царских указов.

В 1718—1720 гг. прошла реорганизация органов городско­го самоуправления, созданных в 1699 г. вместе с Ратушей, — земских изб и земских бурмистров. Были созданы новые орга­ны — магистраты, подчиненные губернаторам. Общее руко­водство осуществлял Главный магистрат. Система управле­ния стала более бюрократической и централизованной. В 1727 г. магистраты были преобразованы в ратуши.

Централизация государственного аппарата при абсолю­тизме требовала создания специальных контрольных орга­нов. В начале XVIII в. сложилось две контрольные системы — прокуратура (во главе с генерал-прокурором Сената) и фиска,-литет. Уже при формировании Сената в 1711 г. при нем был учрежден фискал. Аналогичные должности устанавливались в губерниях, городах и центральных учреждениях. Вершину пирамиды занял обер-фискал Сената. Более четкая правовая регламентация института была осуществлена в 1714 г. Фиска­лам вменялось в обязанность доносить о всяких государствен­ных, должностных и иных тяжких преступлениях и наруше­ниях законности в учреждениях. В их обязанность входило выступление в суде в качестве обвинителей (задачи, позже принятые на себя прокурорскими органами).

Военная реформа была одним из важнейших звеньев в цепи государственных преобразований начала XVIII в. После неудачных походов на Азов (1695—1696 гг.) прекратило свое существование дворянское конное ополчение. Образцом для преобразования военных частей стали полки личной охраны Петра I — Преображенский, Семеновский и Бутырский. Стре­лецкое восстание 1698 г. ускорило ликвидацию старых стре­лецких подразделений и их расформирование. (Однако их отдельные части участвовали еще во взятии Нарвы в 1704 г. и Полтавской битве 1709 г.) В 1713 г. прекратили свое существо­вание полки московских стрельцов, городовые же патрульно-постовые части просуществовали до 1740 г.

С 1699 г. начинается формирование рекрутской системы набора в армию. Из числа владельческих крестьян, дворовых и посадского населения были сформированы два полка. К 1705 г. было собрано уже двадцать семь полков, набор осу­ществлялся по установленным рекрутским округам. С 1723 г.


144 V.

на основе переписи была введена система подушной расклад­ки рекрутов (до 1725 г. было проведено пятьдесят три рекрут­ских набора, давших двести восемьдесят четыре тысячи сол­дат). Закрепленный порядок позволил сформировать много­численную, хотя и плохо обученную армию.

Управление армией осуществляли в начале XVIII в. Раз­рядный приказ и Приказ военных дел, созданный для руко­водства полками «нового строя». Были упразднены Инозем-ский и Рейтарский приказы. Обеспечением армии ведали Приказ генерал-комиссара. Приказ артиллерии (1700 г.) и Провиантский приказ (1700 г.). Стрельцами ведал Приказ земских дел. После создания Сената часть военного управле­ния переходит к нему, часть — к Военной канцелярии, создан­ной из слившихся военных приказов. Централизация военно­го управления завершилась созданием Военной коллегии (1719г.) и Адмиралтейства (1718г.).

В 1719 г. вводится изданный в 1716 г. «Устав воинский», регламентировавший состав и организацию армии, отноше­ния командиров и подчиненных, обязанности армейских чинов.

В 1720 г. был принят Морской устав.

В октябре 1721 г. в связи с победой в Северной войне Сенат и Святейший Синод присваивают Петру I титул «Отца Отечества, Императора Всероссийского», и Россия становит­ся империей.

Еще в ст.20 «Воинских артикулов»(1715 г.) положение го­сударя определялось следующим образом: «Его величество есть самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен; но силу и власть имеет свои государства и земли, яко христианский государь по своей воле и благомнению управлять». Аналогичные определения содержались в Морском уставе (1720 г) и Духовном регламен­те (1720 г.). Таким образом, правовой статус абсолютного мо­нарха был определен еще до провозглашения империи.

Произошедший разрыв со старыми правовыми традиция­ми самодержавия сказался на изменении порядка престоло­наследия. В силу политических мотивов законный престоло­наследник (царевич Алексей) был лишен права наследова­ния. В 1722 г. издается «Указ о наследии престола», утвердив­ший право монарха по собственной воле назначать наследни-