Основные направления технологического развития

Основные проблемы рынка эфирного ТВ

Лекция 15. Основные проблемы и направления технологического развития эфирного ТВ в России

 

1) низкий средний показатель охвата населения эфирными ТВ каналами - 1,5 канала с качественным сигналом на одно домохозяйство;

2) высокая концентрация рынка эфирного ТВ;

3) низкое качество аналоговой телетрансляции;

4) дефицит креативной медиа-информации и знаний как содержания (контента) аудиовизуальных СМИ. Креативная медиа-информация, то есть ориентированная на особенности сознания её потребителей, которым эта информация нужна, становится сегодня основным ценным ресурсом, необходимым для управления социально-экономическими интересами людей и социальных групп.

5) отсутствие информационного механизма (канала) обратной связи. Из-за отсутствия единой, в особенности новостной, региональной медиа-информационной системы не функционирует механизм обратной связи, направленный от регионов к центру. Интерактивные формы вещания, используемые в программах крупных эфирных телеканалов как инструмент обратной связи, являются эпизодическими и узкотематическими.

Можно, перефразируя Михаила Жванецкого, сказать, что наши телеканалы - это телевидение рупоров, а хотелось бы иметь и телевидение микрофонов. Одностороннее информационное телевещание - без механизма обратной связи является неэффективным с точки зрения функции телевидения создавать условия для согласования интересов различных групп населения, общества и государства, населения и бизнеса, бизнеса и государства.

6) отсутствие объективной оперативной аудиовизуальной и параметрической информации о состоянии и развитии территорий России;

7) недостаточность и неорганизованность образовательного, научно-познавательного и просветительского телевизионного медиа-информационного пространства России

В России имеется большой дефицит качественных образовательных телеканалов: из 9 действующих образовательно-просветительских телеканалов, только три можно считать специализированными образовательными: МГСУ ТВ, «Журфак СПбГУ и канал прямых трансляций МГУ.

Все эти телеканалы страдают одним существенным недостатком – недостатком качественного телевизионного контента, являющегося учебно-методическими аудиовизуальными материалами, интересными аудитории для телесмотрения.

 

Дальнейшее развитие системы эфирного телевидения в России связано с «Концепцией перехода на цифровое телерадиовещание», согласно которой был определен состав первого мультиплекса (восемь общероссийских бесплатных телеканалов ), вводимого в действие к 2014 году при помощи средств федерального бюджета. Второй и третий мультиплексы телеканалов должны начать трансляцию в цифровом формате до 2015 года, но уже за счет собственных финансовых ресурсов, что может повлиять на состав общедоступных эфирных телеканалов в России, в случае если кто-то из них не сможет найти средств на такую модернизацию или будет вынужден перейти к модели платного доступа.

 

Существует и проблема перехода на цифровое телевещание в России: концепция Федеральной целевой программы предполагает, что абонентские телевизионные приставки для приема эфирных цифровых телеканалов и комплекты индивидуального приема каналов спутникового непосредственного вещания будут приобретаться населением самостоятельно, однако реально пока никто не оценивал, во сколько такой переход обойдется гражданам и насколько они к нему готовы. При этом «большая тройка» операторов сотовой связи (сети «Билайн», МТС и «Мегафон») сформулировала предложение о принятии на себя расходов на покупку приставок для населения в том случае, если государство даст им право на использование высвобождающихся аналоговых частот.

 

Эффекты перехода к цифровому ТВ:

А. В краткосрочном периоде:

- расширение пропускной способности российского эфира,

- повышение качества телетрансляции до SD, HD и 3 D форматов;

- многократное увеличение числа цифровых эфирных телеканалов;

 

Б. В долгосрочном периоде:

- значительное расширение функциональных возможностей телевидения (доступ к комплексу государственных слуг, передача интерактивной информации о расходе энерго- и тепло- ресурсов домохозяйства, массовый мониторинг количественных и качественных показателей смотрения телевизионного и Интернет-контента и других параметров);

- переход от централизованной трансляции контента к индивидуальному, нелинейному режиму телесмотрения любого телеканала с возможность «умного» - индивидуального программирования сетки вещания по выбору из всей массы телевизионного контента;

- полная конвергенция телевизионного и Интернет вещания и пользования;

- развитие глобальных (массовых) социальных сетей;

- полноценное интерактивное участие телезрителя (пользователя) в телевизионных программах (с использованием современных веб-камер и дополнительных настольных приложений к компьютерам), то есть с возможностью пользователя стать частью медиа-информационного потока и оказывать на него влияние;

- применение в новом телевидении "кинетических" технологий современных игровых консолей, в том числе, приставки, распознающей движения, жесты и мимику пользователя, что открывает дополнительные возможности индивидуального дистанционного образования, и в будущем, приведет к созданию индивидуальной, креативной «виртуальной реальности» (появлению интерактивных телепрограмм с участием конкретного пользователя, влияющего на сюжет программы);

- формирование точного портрета пользователя, благодаря чему появится возможность создавать и применять адресную и креативную рекламную информацию.