Под властью Птолемеев

После Македонского и войн диадохов количество евреев в Египте возросло, в том числе и за счет пленных рабов. Флавий открывает свой рассказ о переводе Торы на греческий язык восхвалением Птолемея и его согласием освободить всех евреев Египта из рабства.

Когда же было указано на то, что потери при таком освобождении [иудеев] от рабства обойдутся более чем в четыреста талантов, царь согласился и на это. Тогда было решено в ознаменование великодушия царя снять копию с его указа и [навсегда] сохранить ее. Содержание этого акта было следующее: "Все те, кто вместе с отцом нашим участвовали в походах и набегах на Сирию и Финикию и, по взятии Иерусалима, забрали там военнопленных и привели их с собою в [наши] города и страну [нашу] или же купили себе таковых, будь то из числа уже раньше живших в моем государстве или из тех, которые ныне переселились сюда, пусть отпустят их на волю, получив за каждого военнопленного сто двадцать драхм, причем деньги эти будут отпущены солдатам вместе с их жалованьем, всем же остальным будут отпущены из личной царской казны. Флавий, 12-2.

Наши сведения о Палестине Птолемеев скупы: несколько строчек у Полибия, героический рас­сказ у Иосифа, отдельные монеты и надписи и несколько архео­логических свидетельств. Впрочем, и греческие папирусы из Египта иногда упоминают эту провинцию.

Особенно важны в этом отношении документы Зенона, работавшего на Аполлония, который был верховным казначеем Птолемея II: в 259 году он был послан в Палестину, так что его архивы содер­жат свидетельства об этой стране в указанное время. Папирус Зенона о торговле в то время – очень интересный материал в книге Чериковера

Автономная Иудея управлялась первосвященником и "герусией", т.е. советом старейшин. Первосвященник считался вождем нации. Пост его был пожизненным и переходил по наследству от отца к сыну.

Птолемеи управляли Палестиной в течение ста лет. В политическом отношении это были годы мира и спокойствия. Помимо разрушения Самарии Деметрием в 296 г. до н. э., у нас нет сведений о событиях военного или политического плана (до 219 г. до н. э.), в которые страна была бы непосредственно вовлечена. Войны между Птолемеями и Селевкидами, продолжавшиеся время от времени с 275 до 240 гг. до н. э., велись в различных местах Великой империи и не затрагивали территорию Палестины.

Политика Птолемеев в Палестине осуществлялось в двух противоположных направлениях. С одной стороны, они понимали невозможность управлять страной, как Египтом, в соответствии с принципами полного абсолютизма. Вместо однообразного единства крестьянского населения, привыкшего к жизни в рабстве, — характерной картины для Египта, Птолемеи столкнулись в Сирии с многими народами и племенами, верными наследию предков (иногда с богатыми и древними традициями) и стремящимися к независимому развитию.

Богатые «шейхи» играли важную роль в жизни этих народов и не были готовы отказаться от нее.

Прибрежные города, чья жизнь зависела от торговли, требовали в известных пределах для себя автономии. Птолемеи решили выбрать путь уступок. Они поддержали развитие независимой городской жизни, оставили шейхам их земли и даже разрешили некоторым из них играть политическую роль в стране.

При этом реальная политика Птолемеев в Палестине стремилась к привычным методам подчинения. Сеть чиновников охватывала всю провинцию. Право владения землей, правда, или оставалось во владении местных жителей, или переходило к греческим городам. Но наряду с этим существовали «царские земли», которые, возможно, занимали львиную долю территории страны, и на них проживали мелкие арендаторы, чьей обязанностью было платить налоги своим новым хозяевам и молчать. Торговля контролировалась правительством, а частные предприятия находились под постоянным наблюдением чиновников.