Самаритяне.
А, кроме того, храмы и алтари, воздвигнутые при вторжении в их собственную страну, они, по его словам, все разрушили, в одних случаях возместив сатрапам урон, в других - получив прощение. При этом он замечает, что они по справедливости заслуживают за это восхищения. Гекатей Абдеррский у Флавия
Евреи в армии Александра.
(191) "Вот почему, - говорит он, - ни клевета соседей и заезжих иноземцев, ни постоянные притеснения, чинимые персидскими царями и сатрапами, не могут заставить их изменить своему образу мыслей, напротив, ради него они безоружными встречают любые мученья и самую страшную смерть, лишь бы не поступиться заветами предков".
(192)… Он рассказывает, как однажды Александр, будучи в Вавилоне, решил восстановить разрушенный храм Бела и приказал своим воинам носить землю для насыпи, и только евреи не подчинились, терпя за это нещадные побои и подвергаясь жестоким пыткам до тех пор, пока царь не простил их и не оставил в покое.
Религиозный конфликт в армии Александра – скорее как показатель неугомонности новых подданных:
(200) А его рассказ об одном происшествии с неким иудеем, которому сам писатель был свидетелем во время похода, я хотел бы привести.
(201) Он говорит так: "Когда я отправился к Красному морю, то в числе других сопровождавших нас иудейских всадников был некто по имени Мосоллам, человек, отличавшийся твердостью духа, и, по общему мнению, лучший стрелок среди эллинов и варваров.
(202) Когда один прорицатель, гадавший по птичьему полету, предложил посреди пути остановиться, этот человек спросил у него, почему они встали. Указав ему на птицу, прорицатель ответил, что если она останется на том же месте, то всем следует остановиться, если же она поднимется и полетит вперед, следует продолжать свой путь, а если повернет назад, то нужно возвратиться. Тогда, молча натянув свой лук, он пустил стрелу, попал прямо в птицу и убил ее.
(203) Когда же прорицатель и все остальные в негодовании стали осыпать его проклятиями, он отвечал: "Что возмущаетесь, горемыки?" И, взяв птицу в руки, сказал; "Как могла эта птица возвестить нам что-нибудь путное о нашем походе, если не предусмотрела, как спастись ей самой? Ведь если бы она могла знать будущее наперед, она не прилетела бы к этому месту, опасаясь, что ее убьет стрелою иудей Мосоллам". Гекатей Абдеррский у Флавия
Смешанное население из евреев, не уведенных в ассирийский плен и новых поселенцев.
Поселенцы принесли языческие культы из Вавилона и постепенно перешли к исповедованию нескольких культов.
Причина вражды, возможно, в покушении на истинность и древность восприятия ими иудаизма!
Последователи Саргона — вплоть до римских императоров — наследовали военный лагерь, «армию Самарии», и использовали этот «форпост» для утверждения своей власти над Самарией.
Укрепления Самарии были построены и спроектированы израильтянами в IX веке до н. э. так надежно, что делали город неприступным на протяжении восьми веков.
Тем временем Дарий был побежден Александром в битве при Иссе.
Санаваллет перешел на сторону победителя и предоставил Александру в Тир 8000 воинов.
Александр принял Санаваллета и разрешил ему построить храм в Самарии.
Санаваллет возвратился домой и построил храм, но еще перед взятием Газы Александром, умер.
Так что первая встреча Александра с самаритянами прошла вполне мирно.
Храм на горе Гризим – конфликтная точка.
Талмуд говорит о его постройке при Александре – 21 КИСЛЕВА!
«Схолион», или комментарии к Мегиллат Та'анит:
21-е число месяца (Кислее) — день на горе Гаризим, когда скорбь запрещена. В этот день самаритяне просили храм у Александра Македонского и сказали ему: «Продай нам пять кур земли на горе Мория».
Он согласился.
Когда они пришли, то жители Иерусалима вышли и прогнали их палками и сказали об этом Симону Праведнику.
Он надел священническое облачение, и главные мужи Иерусалима с ним и тысяча членов совета оделись в белые облачения, а священнические неофиты производили шум, ударяя в священные сосуды. И когда они шли между холмами, то они увидели факелы света.
Царь сказал: «Что это?» Ему сообщили: «Это евреи, восставшие против тебя».
Светило солнце, когда они (евреи) пришли в Антипатрис. Они подошли к первой страже.
Стража сказала им: «Кто вы?»
Они сказали: «Мы народ Иерусалима и пришли пригласить царя».
Когда Александр Македонский увидел Симона Праведника, он сошел с колесницы и преклонил перед ним колени.
Приближенные царя сказали ему: «Ты знаешь этого человека? Он только смертный».
Царь сказал: «Я видел образ этого человека, когда шел на войну и завоевывать».
Он (Александр) сказал: «Что ты ищешь?»
Он (Симон) ответил: «Неевреи ввели тебя в заблуждение, и ты дал им дом, в котором мы молились за твое царство».
Он (Александр) спросил: «Кто те, кто обманул меня?»
Он (Симон) ответил: «Самаритяне, которые стояли перед тобой».
Он (Александр) сказал: «Я передаю их вам».
Евреи прокололи им пятки, привязали самаритян к хвостам своих лошадей и поволокли по колючкам и чертополоху до горы Гаризим. Евреи вспахали и засеяли ее конскими бобами, как (самаритяне) думали сделать с Храмом. И этот день они (евреи) превратили в праздник – Талмуд.
Кстати, Талмуд переносит место встречи Александра и первосвященника из Иерусалима в Кфар Сабу, на побережье – что больше соответствует реальности!
Проблемы идентификации:
Санаваллет жил в период Неемии, т. е. во второй половине V столетия до н. э.
Самаритяне также сочинили историю о встрече Александра и Езекиии, как это сделал Иосиф.
Скорее всего, Храм построен раньше.
6. Устроив таким образом дела свои в Иерусалиме, Александр двинулся дальше к другим городам и всюду, куда бы он ни являлся, ему оказывали радушный прием. Тогда самаряне, главный город которых был в то время Сихем (Шхем), лежащий у подножия горы Гризим и построенный отщепенцами иудейского народа, видя, как Александр отличает иудеев, решили также и себя выдать за иудеев.
Как мы выше уже имели случай показать, самаряне имеют такую привычку: когда иудеев постигает бедствие, тогда они отказываются от родства с ними и говорят в таком случае правду; когда же иудеев постигает удача, они тотчас готовы примкнуть к ним, опираясь якобы на свое право и выводя свое происхождение от потомков Иосифа, Ефраима и Манассии (Менаше).
Таким-то образом они и теперь вышли с блеском и выражением полнейшей преданности навстречу царю, почти вплоть до Иерусалима. Когда же Александр похвалил их за это, сихемиты пришли к нему со всеми воинами, которых послал ему некогда Санаваллет, и просили его посетить также их город и почтить своим приходом и их храм.
Царь обещал исполнить их желание на обратном пути. Когда же они стали просить его избавить и их от платежа повинности каждый седьмой год, царь спросил, кто они такие, что обращаются к нему с подобными просьбами. Когда же те ответили, что они евреи и что жители Шхема известны также под именем сидонян, царь еще раз спросил их - иудеи ли они. Получив отрицательный ответ, он сказал: "однако эту привилегию я даровал иудеям; поэтому я, по возвращении своем и получении более точных о вас сведений, сделаю нужные в этом деле распоряжения". Флавий
И все же конфликт с самаритянами имел место после египетской компании:
В краткой заметке Курция (IV, 8, 9), сообщается, что при возвращении из Египта через Палестину Александр узнал о восстании самаритян, в ходе которого они захватили правителя провинции Сирии и сожгли его заживо. Александр устремился против самаритян и разгромил их.
Евреи, безусловно, были рады грядущему бедствию своих врагов и, возможно, даже оказали Пердикке существенную помощь.
Мы не знаем о получении ими по этому случаю части территории Самарии, о чем сообщает Гекатей, тем не менее, очевидно, евреи оказались в весьма благоприятных условиях под властью македонских правителей и сохранили это в народной памяти, что и отразилось в легендах и фольклорных преданиях, связанных с именем Александра
Александр поселяет здесь свой гарнизон – новые пришельцы. Новые боги. Античные Храмы. Конфликт за святость длился до восстания Маккавеев.