Гг. до н.э. ПРОТЕКТОРАТ РИМА
Год.
ПОМПЕЙ
ПРИБЛИЖЕНИЕ РИМА
Удивительно, но после Иоханана Гиркана НИКТО не продлевал мир с РИМОМ!
Боялись и не хотели связываться?
Полагали, что коалиция Сирии, Малой Азии и Египта справится с ним?
Ведет войну с Митридатом, царем Понта. С Тиграном – царем Армении.
И воюет с ПИРАТАМИ.
66 г. до н.э. Всех победил. Сирия вернулась под власть Селевкии.
Решил подчинить Сирию Риму. Сам идет на Кавказ (Новый Македонский)
Что делать с Иудеей?
Марк Эмилий Скавр в Дамаске.
В Иудее война. Скавру обещают по 400 талантов серебра.
Верит Аристобулу – сильный, богатый, щедрый, нетребовательный. И он почти царь.
Арету приказано снять осаду Иерусалима. Аристобул гонится за ним и разбивает войска набатеев.
64/63 г. до н.э. в Антиохии Сирийской Помпей принял посланцев
от Гиркана II,
от Аристобула II
от народа Израиля.
Аристобул подарил виноградную лозу в 500 талантов.
Ошибка Аристобула – сообщил о взятках Скавру и Габинию. Он вне игры!
Посланец от народа требовал ликвидации монархии и восстановления власти первосвященников из рода Цадока.
Помпей пообещал приехать в Иудею и вынести окончательное решение.
«1. Через некоторое время Помпей прибыл в Дамаск и посетил Келесирию. Тогда к нему явились посланные от всей Сирии, от Египта и от Иудеи. Аристобул при этом послал ему крупный подарок, а именно золотой виноградник ценою в 500 талантов. Об этом подарке упоминает также … Страбон, …: "Из Египта также явилось посольство с венцом стоимостью в четыре тысячи золотых монет, и от иудеев с целым виноградником или садом; это произведение было названо художниками "Усладою".
Это подношение и мы видели в Риме выставленным в святилище капитолийского Юпитера с надписью: "Принадлежит Александру, царю иудейскому". Оценено оно было в 500 талантов, и, по преданию, именно оно и было послано Аристобулом, правителем иудейским.
2. Немного спустя к Помпею вновь явились посланные, …от лица Гиркана Антипатр, а от лица Аристобула Никодим. Последний стал обвинять во взяточничестве сперва Габиния, а потом Скавра, указывая, что один из них взял триста, а другой четыреста талантов. Этим он увеличил лишь в лице их число врагов Аристобула»
И. Флавий, Иудейские древности, 14:3 - …
Слова книги Дварим стали пророчеством этому времени:
"Поразит тебя Господь сумасшествием, слепотой и оцепенением. Ощупью будешь ходить в полдень, как ощупью ходит слепой во мраке".
Ну не совсем так!
Аристобулу подвесили: (старался Антипатр)
Не по старшинству занял трон;
Враг греческих городов;
Пиратство;
«Человек он тяжелый и бунтарь» и 1000 человек подтвердила (подкуплены Антипатром).
Аристобул II отправился в Иерусалим, чтобы бороться за престол, но Помпей прибыл с войсками в Иерихон и потребовал полного повиновения.
Аристобул II пообещал уплатить Помпею значительную сумму и передать Иерусалим.
Помпей согласился и направил своего помощника Габиния за деньгами.
Сторонники Аристобула II закрыли городские ворота и отказались впустить Габиния в город. Узнав об этом, Помпей приказал арестовать Аристобула II, подошел к Иерусалиму и осадил его.
[…] Помпей, между тем, на заре расположился лагерем вблизи северной части святилища там, где его легче всего можно было бы взять. Впрочем, и здесь вздымались огромные башни, и был проведен ров по ту сторону глубокого ущелья. Сторона, направленная к городу, представляла из себя крутой обрыв после того, как был разрушен мост, около которого расположился Помпей.
Вал, насыпаемый римлянами, медленно подвигался вперед, причем римлянам приходилось вырубать окрестные леса. После того, как вал достиг достаточной высоты, и глубокий ров был более или менее засыпан, Помпей придвинул привезенные из Тира осадные орудия и снаряды и, поместив их [на валу], стал осыпать святилище градом камней. Если бы закон наш не повелевал нам не работать по субботним дням, то вал не достиг бы своей высоты, потому что этому воспрепятствовали бы осажденные; дело в том, что закон разрешает отражать наступление и нападение, но не позволяет препятствовать какому-либо другому предприятию неприятелей.
Когда римляне заметили это, то они по субботам перестали обстреливать иудеев или вступать с ними в бой, но насыпали валы и сооружали башни, либо придвигали осадные орудия, чтобы на следующий день иметь их под рукой в полной исправности.
В сколь высокой мере у нас развито Богопочитание и соблюдение законов, видно из того, что священнослужителей не удерживал от отправления своих обязанностей страх перед осадой, но что они ежедневно, дважды, рано утром и около девятого часа, приносили свои жертвы на алтаре и не прекращали этих своих жертвоприношений даже в тех случаях, когда в деле защиты Храма иудеи терпели какую-нибудь неудачу.
Так, например, когда город был взят в день поста третьего месяца […] в то время, как враги ворвались в Храм и стали избивать всех там находившихся, священнослужители, тем не менее, не прерывали своего священнодействия, и их не могли принудить к бегству ни страх за свою жизнь, ни множество убитых уже товарищей, потому что они были убеждены, что лучше подвергнуться своей участи, оставаясь у жертвенников, чем нарушить предписания законов. […]
Иосиф Флавий, Иудейские древности. Кн. 14, 4:3.
Сторонники Гиркана II полагали, что Помпей менее опасен, чем Аристобул II, и впустили римлян в город.
Сторонники Аристобула II укрепились на Храмовой горе.
В Йом Кипур (по другим источникам - в Субботу) Помпей предпринял решительный штурм и ворвался в крепость. На подступах к Храму завязалось настоящее сражение.
Помпей вошел в Храм.
Сильное поругание постигло тогда и святилище, которое до этого было закрыто и невидимо. Дело в том, что туда проникли Помпей и немалое число его товарищей и узрели то, что не было разрешено видеть никому, кроме первосвященников. Несмотря на то что он нашел здесь золотую трапезу со светильником, жертвенные чаши и множество курений, да, кроме того, в казне еще около двух тысяч талантов священных денег, он, в силу своего благочестия, ничего этого не тронул, но поступил так, как того и следовало ожидать от его добродетели.
Повелев на следующий день храмовым прислужникам очистить храм и принести Предвечному установленные жертвы, он передал первосвященство Гиркану за множество оказанных им услуг и, между прочим, за ту услугу, которую он оказал ему, удержав живших в той местности иудеев от союза с Аристобулом; затем он распорядился отрубить головы виновникам войны...
Иосиф Флавий, Иудейские древности. Кн. 14, 4:...
Помпей объявил Иудею подвластной Риму, а Гиркана II этнархом(???) и первосвященником, но не царем:
Сбор налогов, право судить своих подданных и ведение внутренних дел евреев в соответствии с их традициями. Страна разделена на округа.
Эдомит Антипатр – опекун Гиркана.
Аристобул II с семьей увезен в Рим как пленник: "Отведет Господь тебя и твоего царя, которого ты поставишь над собою, к народу, которого не знал ни ты, ни отцы твои".
Стены Иерусалима были разрушены. Город лишился защиты от внешней опасности и символа независимости. Территория Иудеи сокращена.
Иудея стала полузависимой страной. Но в состав Сирии римляне ее не включили (до 66 г.!)
Гиркан подчиняется наместнику Сирии с полными правами последнего вмешиваться в дела Иудеи.
Все города с греческим населением – назависимы.
Выкачивание средств в Рим – тысячи талантов.
Около десяти лет со дня интервенции Помпея прошли в относительном спокойствии. Иудея и Иерусалим находились под управлением Гиркана II и его советника Антипатра, послушно выполнявших волю римлян.
Активное заселение и укрепление греческих городов в Эрец Исраэль.
Но евреи продолжали бороться за независимость. Сторонники Хасмонеев поднимали все новые восстания. Каждый раз римляне жестоко подавляли любую попытку сопротивления.
57 г. до н.э. Габиний – наместник Сирии.
Разделил Иудею на пять областей, "синедрий".
Новые области были равноправны между собой, Иерусалим должен был превратиться из национальной столицы страны в столицу маленькой области.
54 г. до н.э. Наместник Сирии – Красс.
Готовился к походу против парфян и для финансирования военных расходов ограбил Храм.
[…] Собираясь в поход против парфян, Красс явился в Иудею. Тут он похитил храмовые деньги, оставшиеся от Помпея (на сумму двух тысяч талантов), а также имел дерзость утащить из Храма всю золотую утварь (на сумму 8000 талантов).
При этом он присвоил себе также перекладину из чистого золота, весом в триста мин […]. Эту перекладину передал ему священнослужитель Элазар, на обязанности которого лежала охрана сокровищ Храма, и сделал он это не из гнусности (напротив, это был человек почтенный и праведный), но потому, что видел, как Красс собирается захватить все золото Храма.
Так как Элазару было поручено охранять также завесы Храма, которые были удивительной красоты и очень ценны, то он, опасаясь за все храмовые сокровища, решился отдать Крассу золотую перекладину вместо всех остальных ценностей, причем [он] взял с Красса клятвенное уверение, что тот не тронет ничего более, но удовлетворится этим подарком стоимостью во много десятков тысяч. Золотая перекладина была вделана внутрь деревянной перекладины; об этом известно было лишь одному Элазару, тогда как все прочие ничего о том не знали. Между тем Красс взял эту перекладину, как будто бы действительно не имел в виду взять еще что-нибудь, но затем вопреки своей клятве похитил из Храма решительно все золото. […]
Иосиф Флавий, Иудейские древности. Кн. 14, 7:1.
Сообщение о поражении римлян в войне с парфянами и о смерти Красса в 53 г. до н. э. было воспринято евреями как проявление Божественной воли.
Вспыхнуло восстание против римлян и Гиркана II и Антипатра. Безуспешно.
В Риме началась борьба между Помпеем и Цезарем.
Евреи надеялись, что с разгромом Помпея падет и власть Антипатра.
Но как только Антипатр понял, что Цезарь побеждает, предложил ему свои войска, уговорил египетских евреев поддержать нового правителя и лично сражался за победу Цезаря.
В знак благодарности Цезарь утвердил Гиркана II в должности первосвященника и правителя, разрешил восстановить стены Иерусалима, отменил решение о разделении Иудеи, введенное Габинием, вернул Иудее некоторые территории.
Сыновья Антипатра - Ирод и Фасаил – получили в управление Иерусалим и Галилею.