Гг. до н.э. АРИСТОБУЛ

 

После смерти Шломцион царем должен был стать ее старший сын, первосвященник Гиркан II.

Но Аристобул двинулся с войсками к Иерусалиму. Гиркан II принял вызов брата.

67 г. до н.э.– У Иерихона произошла битва двух еврейских армий.

Гиркан II потерпел поражение. Многие его солдаты просто перешли на сторону Аристобула.

Гиркан II бежал в Иерусалим, заперся в крепости при Храме и признал себя побежденным.

Братья заключили мирный договор, по которому Гиркан II отказался от царского звания, сохранив за собою пост первосвященника.

Аристобул объявлен царем Иудеи – Аристобул II.

В присутствии народа оба брата подали друг другу руки и обнялись.

Впервые за долгие годы пост царя и пост первосвященника разделен.

 

АНТИПАТР

Антипатр – наместник Идумеи во времена Янная. Потомок геров. (возможно, из Вавилона, но управлял Идумеей).

Советник Гиркана рвется к власти в Иудее.

Отказ Гиркана от борьбы оставлял Антипатра не у дел. Предложил Гиркану бороться с помощью арабов.

[…] И вот Антипатр [был недоволен] захватом власти Аристобулом и, боясь, как бы ему самому не пострадать вследствие ненависти к нему Аристобула, тайно собрал к себе наиболее влиятельных и знатных иудеев на совещание, причем выставил им на вид, что совершенно невозможно спокойно взирать на то, что Аристобул беззаконно захватил власть, лишив ее своего старшего и вследствие этого старшинства гораздо более правоспособного брата.

Точно такие же речи он постоянно твердил и Гиркану и указывал ему при этом на то, что он подвергает свою жизнь опасности, если не оградит себя бегством.

"Дело в том, - говорил он, - что друзья Аристобула не пропускают ни одного случая, чтобы не советовать ему умертвить брата, так как только в таком случае он сможет прочно укрепить за собой власть".

Однако Гиркан не придавал веры этим речам, потому что он по природе был честным человеком и по своей порядочности нелегко склонялся на сторону клеветы.

Кроме того, его бездеятельность и умственная вялость вызывала во всех представление о нем как о человеке слабом и немужественном, тогда как Аристобул был как раз обратного нрава, человеком предприимчивым и смышленым.

И вот когда Антипатр увидел, что Гиркан не склоняется на его речи, он не пропускал ни единого дня без того, чтобы не наговорить ему на брата и не убеждать его в том, что Аристобул собирается его умертвить. […]

Иосиф Флавий, Иудейские древности. Кн. 14, 1:3-4.

Насчет миролюбия Гиркана Флавий, конечно, привирает. Не похож Гиркан на такого.

65 г. до н.э. Армия Гиркана II и Арета в 50.000 человек, ворвалась в Иерусалим.

Аристобул II обороняется на Храмовой горе.

Осада затянулась.

Но в Храме постоянно приносилась обязательная жертва "тамид".

У осажденных не хватало животных для жертвоприношений. Они покупали их за большие деньги у осаждавших.

Ежедневно с крепостной стены Храма на веревках спускалась корзина с золотом, в обмен на которое осаждавшие посылали в Храм баранов.

[…] Во время осады Гирканом Иерусалима, где царствовал его брат Аристобул, священники ежегодно спускали с городской стены сосуд с динарами, взамен чего получали от осаждавших животное для жертвы тамид.

Состоявший при Гиркане некий старец, приверженец эллинской мудрости, сказал осаждавшим так:

"Пока в Храме продолжают совершать жертвоприношения, Иерусалим не будет предан в руки ваши".

На следующий день, когда от священников был получен сосуд с динарами, осаждавшие привязали к спущенной веревке свинью.

Когда свинья была поднята до середины стены, она вцепилась копытцами в стену - и в эту минуту задрожала Святая Земля […].

И тогда же было постановлено:

"Проклят тот, кто разводит свиней, и проклят тот, кто обучает сына мудрости эллинской". […]

Вавилонский Талмуд, Трактат Сота, 49.