Гг. до н.э. АЛЕКСАНДРА ШЛОМЦИОН.

Старшему сыну, Гиркану II, пост первосвященника.

Прушим возвращено право участвовать в жизни Иудеи.

Странный период. Мир? Процветание? Затишье? Кто же правил страной?

Александр оставил после себя двух сыновей, Гиркана и Аристобула, а царство передал Александре.

Из сыновей этих Гиркан II был неспособен к государственным делам и более всего предпочитал мир и спокойный образ жизни, тогда как младший, Аристобул, был энергичнее и предприимчивее его. Вместе с тем царица сумела снискать себе расположение народа тем, что открыто выказывала свое несочувствие ко всему тому, что предпринимал столь ошибочно ее покойный муж.

2. Царица назначила первосвященником сына своего, Гиркана, как вследствие его возраста (старший!), так еще более для того, чтобы наполнить чем-нибудь его досуг.

Вместе с тем она передала все дела фарисеям, повиноваться которым повелела и народу, причем вновь санкционировала все те дополнения фарисеев к установленному закону, которые были введены фарисеями и затем отменены ее свекром, Гирканом.

Таким образом, она носила лишь имя царицы, вся же власть на самом деле была в руках фарисеев. Последние возвращали изгнанников на родину, освобождали заключенных, одним словом, ни чем не отличались от настоящих правителей.

Впрочем, и царица не совсем оставляла своих забот о государстве. Она набрала огромное войско из наемников и значительно расширила свою власть, побив окрестных владетелей и взяв с них заложников. Тем временем вся страна жила в глубоком мире; волновались одни только фарисеи. Они стали терроризировать царицу, убеждая ее перебить всех тех, кто посоветовал Александру избиение восьмисот [фарисеев].

Затем они убили одного из таких людей, некоего Диогена, а после него последовательно еще несколько человек, пока некоторые из [наиболее] влиятельных лиц не явились во дворец. В числе их находился и Аристобул (он открыто порицал все случившееся и заявил, что, безусловно, когда только сможет, воспротивится начинаниям своей матери).

Все эти лица напомнили [царице], сколько претерпели они во время опасностей войны и как они всегда являли государю своему верность, за что и удостоивались со стороны его величайшего почета; при этом они просили царицу не лишать их последней надежды и не предоставлять их безнаказанному избиению, подобно скотине, у себя дома после того, как им удалось избежать опасностей войны.

Если враги, говорили они, удовлетворятся числом уже загубленных жертв, то они из уважения к царскому дому спокойно перенесут все случившееся; если же те безобразия повторятся, то они просят об увольнении.

Помимо ее, царицы, у них нет спасения, и потому они даже были бы готовы умереть в ее дворце, если бы она не простила их ухода.

Впрочем, как для них, так и для самой царицы будет позором, если они, отстраненные ею, найдут приют у врагов ее мужа.

Они встретят, наверное, в высшей степени радушный и почетный прием у арабского князя Ареты и у других правителей, которые будут рады увидеть на своей стороне стольких мужей, при произнесении одного только имени коих они еще так недавно содрогались.

Если же она на это не согласна и предпочитает другое, именно отдаться во власть фарисеям, то пусть она каждого из них (саддукеев!) назначит начальником какой-либо крепости, ибо, если уже раз такое несчастие постигло дом Александра, они готовы проводить жизнь свою хотя бы в жалкой и низкой должности

Иосиф Флавий, Иудейские древности. Кн. 13, 16...

 

Шимон бен Шетах, брат царицы Шломцион, (брат по версии Талмуда, хотя там проблема «сестра» «жена») и

Иегуда бен Табай "восстановили в мире Устную Тору в ее древнейших пределах". – 3-я пара.

Шаттах – растягивать – лен. Тяжелый труд!

Родителей обязали обучать своих детей в школах.

В городах и поселениях Эрец Исраэль Шимон бен Шетах основал многочисленные учебные заведения, в которых дети воспитывались в духе Торы под руководством знающих учителей.

Видимо, отцы уже не могут качественно обучать детей?

ИЛИ

Школа как инструмент воспитания?

Система образования сохранилась до наших дней, а учебные заведения – хедер и талмуд Тора.

Заботясь о правах женщин, прушим издали закон, по которому муж при вступлении в брак давал письменное обязательство о выделении жене части своего имущества в случае, если он оставит ее вдовою или разведется. Такое обязательство называется "ктуба".

Три вещи установил Шимон бен Шеттах:

Чтобы человек женился и ктубой делал (женщину) женой.

И чтобы дети ходили в школу.

И установил (правила) нечистоты для стеклянной утвари.

Иер. Т., Ктуббот, 88:32-73

Введенные цдуким жестокие уголовные законы заменены более мягкими.

Свидетели.

Защита.

Запрет на два приговора в день.

Цдуким были оттеснены от законодательной и судебной власти.

Интересный сюжет о казни 80 колдуний, От изгнания к независимости, 10-12, с. 256.

 

Цдуким сплотились вокруг сына царицы Шломцион - Аристобула. Что не означает его саддукейского мировоззрения. Обычно полагают его фарисеем.

Еще при жизни матери он начал готовиться к захвату власти: приближал недовольных военачальников, собирал солдат, захватил 22 крепости.

Когда царица заболела, Аристобул тайно покинул Иерусалим, чтобы захватить власть в Иудее.