Государство и право Российской империи в период абсолютизма

V.

Дэсударство и право Российской империи в период абсолютизма 135

окончательно. Его заменяет на вершине властной пирамиды новый бюрократический орган. Принципы его формирова­ния (выслуга, назначение) и деятельности (специализация, следование инструкциям и регламентам) существенно отли­чались от принципов организации и деятельности Боярской Думы (традиция, спонтанность).

Столь же сложный путь проделала система центральных отраслевых органов управления — приказов. В 1677 г. насчи­тывалось 60, в 1682 г. — 53, в 1684 г. — 38 приказов. При сокра­щении числа центральных приказов возрастала численность приказных губ, местных органов приказного управления, — к 1682 г. она достигла трехсот. В конце XVII в. было произведе­но укрупнение, объединение отраслевых и территориальных приказов. Во главе каждого из них стал один из видных бояр-аристократов, это усилило авторитет и влиятельность орга­на. Параллельно происходило создание специальных прика­зов, осуществлявших контрольную деятельность по отноше­нию к большой группе других приказов (например. Счетный приказ), соподчиняя их единому направлению государствен­ной деятельности, что, несомненно, способствовало даль­нейшей централизации управления. В ходе этого процесса число приказов уменьшалось, но общая численность штата чиновников возросла: если в 40-е гг. XVII в. приказный аппа­рат составлял около тысячи шестисот человек, то уже в 90-е годы он возрастает до четырех тысяч шестисот человек. В штате центрального московского аппарата в это время было задействовано около трех тысяч человек. При этом значи­тельно возросло число младших чиновников, что было связа­но с дальнейшей специализацией в деятельности приказов и их ведомственным разграничением.

Складывалась новая система чинов, единых для отраслей государственного управления, армии и местного управления. Таким универсальным чином становились стольники. Отме­на местничества постановлением 1682 г. изменила принципы подбора руководящих кадров, новые принципы их формиро­вания закрепила Табель о рангах 1722 г.

Процесс централизации затронул и систему местных орга­нов: с 1626 г. по всей территории государства рядом с органа­ми местного самоуправления (губные, земские избы, городо­вые приказчики) стали появляться воеводы. К концу XVII в.


их число возросло до двухсот пятидесяти, они сосредоточили всю административную, судебную и военную власть на мес­тах, подчиняясь центру. Воеводы уже к 80 гг. XVII в. вытесни­ли по всей территории страны выборные местные органы. Воеводы руководили вверенными им территориальными ок­ругами-уездами, а в конце XVII в. некоторые из них поднялись на более высокий уровень: были образованы более крупные административные единицы — разряды (предшественники будущих губерний).

Специализация привела к созданию некоторых админи­стративных органов, подчиненных непосредственно царю, а следовательно, являвшихся общегосударственными органа­ми. К ним относился Приказ тайных дел (1654—1676 гг.), вы­полнявший ряд разнообразных функций: хозяйственно-уп­равленческих, контрольных (за местными органами и воево­дами), надзорных (за посольствами). В лице этого приказа было создано учреждение, вставшее над всеми центральны­ми отраслевыми органами управления.

Усиление административной централизации выразилось в ряде мер организационного и финансового характера. В

1678 г. была проведена новая перепись земель и дворов, в

1679 г. было введено подворное обложение и упорядочено взимание прямых налогов (их соединение и централизация). С 1680 г. налогообложение было сосредоточено в Приказе большой казны, возглавившем систему финансовых прика­зов.

В 1680—1681 гг. была проведена перепись разрядов (воен­ных округов), что послужило базой для создания системы военно-административной организации, позже использован­ной Петром I для организации рекрутских наборов и полко­вых дворов (военно-административных органов).

Реформы высших органов власти и управления, прошед­шие в первой четверти XVIII в., принято подразделять на три этапа:

1699—1710 гг. — частичные преобразования в системе выс­ших государственных органов, в структуре местного самоуп­равления, военная реформа;

1710—1719 гг. — ликвидация прежних центральных орга­нов власти и управления, создание новой столицы, Сената, проведение первой областной реформы;


1719—1725 гг. — образование новых органов отраслевого управления для коллегий, проведение второй областной ре­формы, реформы церковного управления, финансово-нало­говой реформы, создание правовой основы для всех учрежде­ний и нового порядка прохождения службы.

С 1699 г. прекратились новые пожалования в члены Бо­ярской Думы и в думные чины, вместо Расправной палаты была учреждена Ближняя канцелярия — орган администра­тивно-финансового контроля за деятельностью всех государ­ственных учреждений (к 1705 г. в заседаниях этого органа принимали участие не более двадцати человек). Ближняя канцелярия регистрировала все царские указы и распоряже­ния. После образования Сената Ближняя канцелярия (в 1719 г.) и Конзилия министров (в 1711 г.) прекращают свое существование.

Сенат был образован в 1711 г. как чрезвычайный орган во время нахождения Петра I в военном походе. По Указу Сенат должен был, основываясь на существующем законодательст­ве, временно замещать царя. Статус нового органа не был детализирован, это произошло несколько позже — из двух дополнительно принятых указов стало ясно, что Сенат стано­вится постоянно действующим органом. К компетенции Се­ната относились: судебная и организационно-судебная дея­тельность, финансовый и налоговый контроль, внешнетор­говые и кредитные полномочия. О законодательных полно­мочиях Сената ничего не говорилось.

Указом 1711 г. устанавливался порядок заседаний и дело­производства в Сенате. Все указы должны были собственно­ручно подписываться всеми членами Сената. В 1714 г. меняет­ся порядок принятия решений — вместо единогласного доста­точно было большинства голосов.

В 1711 г. формируется система фискального надзора, должность обер-Фискала учреждалась при Сенате. Послед­ний получал возможность осуществлять надзор за деятель­ностью госаппарата, используя систему фискалов (эти долж­ности учреждались при губернских правлениях, провинциях, городах).

Все поступающие в Сенат дела заносились в реестр, засе­дания протоколировалсь.

С 1722 г. Сенат посылал в провинции сенатора-ревизора.


Генерал-прокурор мог ставить вопрос перед Сенатом о ликви­дации пробелов в законодательстве и осуществлял гласный надзор за деятельностью Сената и коллегий.

Структура Сената включала присутствие (общее собрание сенаторов, на котором принимались решения) и канцеля­рию, которую возглавлял обер-секретарь и которая состояла из нескольких столов (секретный, губернский, приказный и пр.). В 1718 г. штат сенатских подъячих переименовывается в секретарей, канцеляристов и протоколистов (в 1722 г. канце­лярия Сената переподчиняется генерал-прокурору).

В 1712 г. при Сенате была восстановлена Расправная пала­та, рассматривавшая дела местных судов и администрации в качестве апелляционной инстанции.

В 1718 г. в состав Сената, кроме назначенных царем чле­нов, вошли все президенты вновь созданных учреждений-коллегий.

В 1722 г. Сенат был реформирован тремя указами импера­тора. Во-первых, был изменен состав Сената: в него могли входить высшие сановники (по Табели о рангах — действи­тельные тайные и тайные советники), не являвшиеся руково­дителями конкретных ведомств. Президенты коллегий не входили в его состав (за исключением предшественников военной, морской и иностранной коллегий), и Сенат превра­щался в надведомственный контрольный орган.

Для контроля за деятельностью самого Сената в 1715 г. была учреждена должность генерал-ревизора, которого не­сколько позже сменил обер-секретарь Сената. Для усиления контроля со стороны императора при Сенате учреждались должности генерал-прокурора и обер-прокурора. Им были подчинены прокуроры при коллегиях. Кроме того, при Сена­те образовывались должности рекетмейстера (принятие жалоб и апелляций) и герольдмейстера (учет служащих дво­рян).

Указом «О должности Сената»этот орган получает право издавать собственные указы. Устанавливался регламент его работы: обсуждение и принятие решений, регистрация и протоколирование. Круг вопросов, которые рассматривал Сенат, был достаточно широк: анализ материалов, представ­ляемых государю, важнейшие дела, поступавшие с мест (о войне, бунтах, эпидемиях), назначение и выборы высших го-