Тема №8. Понятие и сущность права
Вид занятия:лекция (по характеру изложения лекция-дискуссия)
Время:2 часа (90 мин)
Место проведения: учебная аудитория
Категории обучающихся:курсанты 1 курса (очная форма обучения), слушатели 1 курса (заочная форма обучения)
Воронеж - 2012
Цели занятия:
а) образовательная (определить формальные и содержательные характеристики права как социального регулятора);
б) развивающая (проанализировать общее и особенное в правовых явлениях, исследовать природу правового феномена);
в) воспитательная (сформировать понимание ценности права как важнейшего социального регулятора и формы реализации социальной свободы, выполняющего интегративную и коммуникативную функции в социуме)
Учебно-материальное обеспечение:
дидактический, иллюстративный и раздаточный материал по теме: (учебники, словари, схемы, мультимедийные презентации)
технические средства обучения: (мультимедийный проектор, компьютер)
Методы обучения:объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемное изложение, частично-поисковый (эвристический).
Учебные вопросы | Время, мин |
Вступительная часть | |
1. Многообразие подходов к определению права и единство его природы | |
2. Основные признаки и социальная сущность права | |
3. Проблема соотношения права и закона | |
Заключительная часть |
Основные понятия:социальная сущность права, природа права, общеобязательность, формальное равенство, нормативность, государственное принуждение, соотношение права и закона.
Межпредметные связи:Философия, Социология, Психология, Конституционное право России, История государства и права России, История государства и права зарубежных стран, История правовых учений.
Литература:
Конституция РФ. М, 1993.
Венгеров А.Б. Теория государства и права. Учебник. - М.: Омега-Л, 2005.
Комаров С.А. Общая теория государства и права: Курс лекций. - М.: Юристъ, 2004.
Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. ‑ М.: Юристъ, 2005.
Теория государства и права: учеб. пособие / Р.В. Енгибарян, Ю.К. Краснов.- М.: Норма, 2007.
Теория государства и права: Учебник / В.Л. Кулапов, А.В. Малько.- М.: Норма, 2008.
Теория государства и права: Учебник / Отв. ред. М.Н. Марченко. - М.: ТК Велби, Проспект, 2005.
Теория государства и права: Учебник / Отв. ред. В.Д. Перевалов.- М.: Норма, 2008.
Теория государства и права: Учебник / Под ред. А.С. Пиголкина. - М.: Юрайт, 2005.
Спиридонов Л.И. Теория государства и права: Учебник - М.: ПБОЮЛ, 2001.
Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. - М.: Юристъ, 2004.
Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.К. Бабаева. - М.: Юристъ, 2005.
Теория государства и права: Учебник / Под ред. Р.А. Ромашова. - СПб., Юридический центр пресс, 2005.
Теория государства и права / (для образовательных учреждений высшего профессионального образования МВД России) Под ред. А.С. Мордовца В.Н. Синюкова - М.: ЦОКР МВД России, 2005.
Вводная часть: рапорт командира, проверка наличия личного состава, проверка готовности обучающихся к занятию; мотивационное обеспечение учебно-познавательной деятельности (установка на участие в работе; актуализация проблемы (знаний). Определение порядка работы на занятии и др. | 5 мин. |
Основная часть: Сообщение новых знаний преподавателем и усвоение их обучаемыми: 1) с использованием объяснительно-иллюстративного метода устанавливаются формальные и содержательные характеристики правового феномена; 2) при помощи эвристического метода устанавливается многообразие и единство природы права; 3) с помощью метода проблемного изложения устанавливаются основные аспекты проблемы соотношения права и закона | 70 мин. |
3. Подведение итогов проведенного занятия, ответы на вопросы и оценка работы обучающихся. | 5 мин. |
4. Формирование домашнего задания: постановка вопросов для самопроверки и перечня заданий из учебника. Цели домашних заданий: чтение учебной литературы (основной, дополнительной и справочной), подготовка реферата, доклада, подготовка к творческому заданию. | 5 мин. |
5. Организационное завершение занятия (сбор раздаточного дидактического материала, рапорт командира группы) | 5 мин. |