ИСТОРИЯ В ТЕРМИНАХ

Секуляризация сознания и развитие науки

ОСОБЕННОСТИ МОДЕРНИЗАЦИИ НА РУБЕЖЕ Х1Х-ХХ ВВ.

Обшие проблемы развития Страны «первого эшелона» модернизации (США, Англия, Франция) Россия и страны «второго эшелона» (Германия, Италия, Япония) Страны «третьего эшелона» (Китай, Латинская Америка)
Начало перехода к модерни­зации экономики Раннее Относительно позднее Позднее
Преобладающие факторы развития Внутренние Внутренние и внеш­ние Внешние
Элементы традиционного общества Минимальны Значительны Значительны
Путь перехода к модерни­зации Революционный Реформаторский Смешанный
Наличие либеральных по­литических тенденций Высокоразвиты Отсутствовали или минимальны Минимальны
Темпы модернизации Средние Высокие Средние
Политическая и социальная стабильность Относительно высокая Низкая Средняя
Характер развития Интенсивный, аван­гардный Догоняющий Догоняющий
Роль государства в эконо­мике Минимальна Высока Значительна
Качественные показатели социально-экономического развития Высокие Низкие Низкие
Характер экономики Частнокапиталисти­ческий Многоукладный Многоукладный

 

В эпоху Реформации и революций в некоторых европейских странах религия, прежде всего католическая, начинает утрачивать свои позиции и влияние на ду­ховную жизнь общества. Распространение книгопечатания, объективного знания об окружающем мире способствовало секуляризации (или обмирщению) обще­ственного сознания.

Секуляризация (от позднелат. 5аеси1апз — мирской, светский) — это процесс ос­вобождения из сферы религиозного санкционирования сознания, деятельности, поведения людей, социальных отношений и институтов. То, что раньше находилось под влиянием религиозной веры и религиозных организаций, становится от них независимым, приобретает светский характер. Процесс секуляризации выражается в изменении места религии и религиозных организаций в жизни общества и лично­сти, сужении круга выполняемых ею функций. Термин «секуляризация» был впервые использован в 1646 г. французским посланником Лонгвилем во время переговоров, предшествовавших заключению Вестфальского мира, и означал возможность удов­летворения интересов победителей за счет конфискации монастырских владений. И первоначально термин «секуляризация» означал акт отчуждения церковного имущества в пользу монарха, государства или частных лиц.

В ХУП-ХУШ вв. регулирование общественных процессов все больше про­исходило не в соответствии с религиозной традицией, а на основе рациональных (внерелигиозных) норм. Реформация дала мощный импульс политической стороне процесса секуляризации. В процессе Реформации происходит освобождение из-под контроля церкви сферы властных отношений. Северогерманские князья отказались подчиняться власти пап и проводили независимую внешнюю и внутреннюю по­литику. Аналогичный процесс проходил и в странах, не затронутых Реформацией. В республике Венеция он проходил в 1606-1607 гг. К середине XVII в. на этот путь встали Франция и Англия. В этих странах постепенно происходило освобождение от религиозного санкционирования государственно-правовых отношений. Проис­ходила замена духовенства на служащих мирян в правительственных учреждениях, передача юридической власти от церковных судов светским судам.

Пришел конец и абсолютной монополии церкви на образование. Контроль над образованием переходит в руки государственных органов. Открываются светские ш кол ы, у н и верситеты.

В политике псе большего числа государств появлялось все больше мер, на­правленных на уменьшение влияния и роли религии. С развитием светского об­разования процесс секуляризации захватывает широкую сферу науки и культуры. В ХУП-ХУШ вв. в европейской культуре начинает утверждаться принцип раз­деления знания и веры, светского и духовного начала. На основе этого принципа разделения формируется светская наука и философия. Ф. Бэкон, Р. Декарт, Г. Гали­лей, И. Ньютон формируют новую научную картину мира, свободную от влияния сверхъестественных сил.

Европейское Просвещение раздвинуло границы и углубило процесс секуля­ризации. Оно впервые обосновало идею независимости человека от всех авто­ритетов, в том числе и от авторитета религии, церкви. Как отмечал Ф. Энгельс: «Великие люди, которые во Франции просвещали головы для приближающейся революции, выступали крайне революционно. Никаких внешних авторитетов, какого бы ни было рода, они не признавали. Религия, понимание природы, го­сударственный строй — все было подвергнуто самой беспощадной критике, все должно было предстать перед судом разума и либо оправдать свое существование, либо отказаться от него. Мыслящий рассудок стал единственным мерилом всего существующего».

В противоположность религиозным установкам, подчиняющим человека Богу, разум — вере, просветители проводили идею активно действующего субъекта, способного познавать и изменять мир в соответствии со своим разумом. Отныне не вера, а разум рассматривается в качестве источника и основного импульса всей субъективной деятельности человека. Человек как разумное существо, с точки зрения просветителей, призван стать властелином мира, перестроить обществен­ные отношения на разумных основаниях. На этой основе декларировалось право человека быть свободным во всех сферах своей жизни.

В Новое время возникает наука в современном понимании этого слова. Начина­ется длительный процесс превращения науки в мощную производительную силу. На рубеже ХУШ-Х1Х вв. в мире насчитывалось около 1 тыс. ученых, в середине XIX в. — 10 тыс., в 1900 г. — 100 тыс. ученых. В конце XX в. общее число научных работников в мире превысило 5 млн человек. В 50-70-х гг. XX в. удвоение числа ученых происходило в Европе за 15 лет, в США — за 10 лет, в СССР — за 7 лет. В XX столетии мировая научная информация удваивалась за 10-15 лет. Если в 1900 г. было около 10 тыс. научных журналов, то к концу XX в. их число выросло до нескольких сотен тысяч. К концу XX в. наука охватывала огромные области знания и включала в себя около 15 тыс. дисциплин. Свыше 90% всех важнейших научно-технических новаций было осуществлено в XX в.

Но началось все, как многие считают, с XVII в., с Англии, с Исаака Ньютона (1643—1727), выдающегося английского ученого. Он стал основателем классиче­ской физики, построил рефлекторный телескоп (1668), открыл закон всемирного тяготения (1687), создал законы небесной механики, разработал важнейшие мето­ды высшей математики.

В результате достаточно длительного и противоречивого процесса секуляриза­ции в современных развитых странах коренным образом изменилось положение религии, веры и церкви в обществе. Сформировались светское государство, свет­ская школа, светская наука, светская культура. Светский подход, секулярность, свобода совести легли в основу миропонимания человека, его самосознания как свободного самодеятельного субъекта. Человек ничего не обязан принимать на веру, слепо подчиняться силе традиции. Современный человек критически вос­принимает и оценивает мир, в котором он живет. Современный человек устраивает окружающий мир сообразно своим целям и возможностям. Понятно, что современ­ный человек стал современным не сразу. Не будет преувеличением утверждать, что во многом именно секуляризация сформировала современное общество, индивида и культуру.