Основные направления «европеизации» страны

ИСТОРИЯ В ЛИЦАХ

ПЕТР I родился 30 мая 1672 г. Он был четырнадца­тым ребенком царя Алексея Михайловича и пер­вым сыном от второго брака царя с Наталией Кирилловной Нарышкиной. Сводный брат Петра — Федор Алексеевич — царствовал после смерти Алексея Михайловича в 1676-1682 гг. и скончался бездетным. Нарышкины провозгласили царем Петра, но Милославские из рода первой жены Алексея Михайловича при поддержке стрельцов провозгласили царями одновременно и Петра, и Ивана, который был старше Петра, но не способен к управлению. В 4 года Петр остался без отца, в 10 был провозглашен царем, в 17 (1689) отстранил от власти свою сводную старшую сестру Софью Алексеевну, которая была правительницей в 1682-1689 гг. В 1696 г. он стал единоправным и самодержавным российским монар­хом, так как его соправитель Иван V умер. Двумя годами раньше умерла мать Петра. Петра отличали редкостная память, живой ум, общительность, твердый характер. Петр был человеком высокого роста (более 2 метров), огромной физической силы (ломал подковы, монеты) и неуемной энергии. Петр владел многими ремеслами, многое увидел и узнал в Европе. «Необходимость движения на новый путь была создана; обязанности при этом определились: народ поднялся и собрался в дорогу; но кого-то ждали; ждали вождя; вождь явился», — писал большой поклонник Петра Великого историк С. М. Соловьев.

Петр I проводил реформы широким фронтом. Он старался использовать до­стижения передовых европейских стран, в результате чего его усилия получили название «европеизации» и «вестернизации» («озападнивания») России.

Петр Алексеевич модернизировал ключевые структуры российского общества — систему управления, вооруженные силы, взаимоотношения государства и церкви, финансы и налоги. Действующее Соборное уложение дополнили многочисленные регламенты, указы. Наиболее заметными для обычных людей оказались нововведе­ния «на европейский манер» в быту, в повседневной жизни, в духовно-культурной сфере жизни.

Все знают, что по возвращении из Европы Петр заставил правящую элиту сбрить бороды и носить европейскую одежду. Это нововведение не затронуло духовенство и крестьянство. Степень недовольства аристократии (князей и бояр) и дворянства бритьем бород не следует преувеличивать. Во все времена и во всех странах правители были законодателями моды. Придворные, привилегированные слои безоговорочно принимали новшества. Так, в России в разное время носили парики (при Екатерине И), бакенбарды (при Александре II), кепки (при Ленине, в Москве — при Лужкове), сапоги (при Сталине), увлекались хоккеем (при Бреж­неве), теннисом (при Ельцине), дзюдо (при Путине) и т. д. В начальный период преобразований «требовалось новое знамя, и этим знаменем, прежде всего, должно было служить изменение наружности, изменение одежды», — объяснял ситуацию С. М. Соловьев. Попытка сохранить бороду воспринималась как вызов власти, царю. Поэтому абсолютное большинство расставалось с бородами, чтобы сохранить свой статус, имущество, да и жизнь. В оценке любых реформ, особенно в России, важно понимать подлинное содержание, реальный смысл проводимых изменений, а не имитационные и декоративные моменты, которые зачастую оказываются наи­более заметными.

В реформах Петра I трудно увидеть какую-то четкую логику и последователь­ность. В какие-то моменты царь действовал наиболее энергично. Так, много нового появилось в последние годы XVII в. В 1695 г. появился Преображенский приказ, в ведении которого было сосредоточено расследование политических преступле­ний. Для облегчения чтения был введен гражданский алфавит. В 1699 г. появились органы городского самоуправления: Ратуша в Москве, земские избы в других го­родах. Были расформированы стрелецкие полки. Стрельцы с семьями были запи­саны в посадские люди. В 1699 г. был проведен первый рекрутский набор: каждые 20 крестьянских дворов поставляли одного солдата для пожизненной воинской службы. С 1 января 1700 г. Петр ввел новый календарь. Годы стали отсчитывать не от сотворения мира, а от Рождества Христова. Год начинался не с 1 сентября, а с 1 января.