Вирджиния Вулф
Франц Кафка
Образы героев
мейлорс- жизнь,творец
клиффорд- анти-жизнь
конни- стихийное женское начало, и ей предстоит сделать выбор.
(1883-1924)
пришел в немецко язычную литру в начале 20 века.
входит в литературу тихо, а оказался одинм из самых знаменитых прозаиков и новатором модернизма.
Кафка родился и прожил в Праге (австро-венгерская империя) в семье евреев.Отец решил воспитать ребенка в традициях немецкой культуры.
Большую часть своей жизни работал агентом по страхованию что порождало тяжкое чувство и уныние.Был чутким и ранимым.
"Превращение" 1915г
человеческое одиночество и безысходность.Мечта не работать.
Модернизм должен шокировать.Но Кафка шокировал не формой, а содержанием( герой превратился в насекомое!)
Какова идея произведения?- во время того как он зарабатывал он перестал быть человеком.Герой подвел себя к этому превращению.Он потерял свою личность,стал "тварью дрожащей".
Когда человек соглашается на такую жизнь как у героя, он превращается в насекомое.
Это произведение-метафора абсолютного одиночества.
Основной моральный принцип Кафки-отдельный человек несет ответственность за свою судьбу и всю несправедливость в мире(по Достоевскому)
но это не происходит потому что человек думает что он слаб.Так и у героев.
Роман " процесс"
1915г
следует идти вперед, и правильно идти только вперед несмотря на запреты. Врата для каждого свои, и нет верного или неверного пути.
Йозеф К.
а в романе "замок" герой уже просто К.
на след лекцию хеммингуэй-
1)"В наше время"
2)роман -"фиеста.И восходит солнце"
3)"прощай оружие"
Герман Гессе-"степной волк"
(1882-1942)
совпали годы с Джойсом.
Из аристократической семьи.Отец-писатель,воспитывал дочь сам.
Она известна как талантливый литер. критик и теоретик модернизма.
С ее легкой руки Новая литература 20в начала называться модернистской.
Вокруг нее образовывался литературный кружок- Блумсберри, который стал известен всему Лондону.
ее жизнь делилась на периоды: то взлеты и яркие моменты,то депрессия.
28 марта 1941г в один из периодов депрессии она покончила с собой.
После фильма часы по роману "мисси Делоуей" ее произведение впервые стало бестселлером.Раньше она писала лишь для узкого,избранного круга читателей.
Вирджиния Вулф высоко ценила метод Джойса.-приоритет духа над материей.
Во время работы над экспериментальным романом "миссис делоуей" ей казалось что Джойс делает тоже самое, но лучше. В это время Джойс работал над "Улисс".
Потоки сознания у Верджинии были женские, а Джойса мужские. Этим они и отличались.
Особенности женского потока сознания в романе:
1-пунктирная линия логического рисунка
2-фиксация "моментов бытия".
женское восприятие, момент бытия наполненный красками, переживаниями,ощущениями.
3- Эстетизация потока сознания.
Чувство красоты
время действия-1 день в середине июня 1923г
место действия- вестминстер, деловой круг.
Весь роман разбит на антиномии- в романе есть пары, которые противопоставлены друг другу.
Тема хозяйки большого дома вступает в противоречия с темой первой любви.
Верджиния Вулф считала, что это ее самый удачный роман.
Литература " Потерянного поколения"
Это художественное течение которое занимает 20 годы 20 тысячелетия в разных национальных культурах (англ,немецкой и американской).
Тридцатые годы уже не являются литературой потерянного поколения.
1 мировая война -
Весь мир сошел с ума.
Это была война за передел сферы влияний.
Молодые идут во имя идеалов,которых нет
Настроение этого поколения выражены в формуле:"Все боги умерли,все войны отгремели,вся вера подорвана"
Все книги того времени охарактеризованы трагической тональностью,интерес к теме самопознания,лирическое напряжение действия.
Литература потерянного поколения находится между реализмом и модернизмом.
"критика современного общества"- относят эту черту к реализму.
А
пессимизм
погружение героя в свои эмоции и познание
ощущение фатальности, трагизма - эти черты говорят о близости к модернизму.
крупнейшие писатели пп:
олдингтон"смерть героя"
доспасес"3 солдата"
химингуей "фиеста"
ремарк "на западном фронте без перемен"
фиджеральд"рассказы века джаза" и "великий гетсби"
фолкнер "солдатская награда"
Эрих-Мария Ремарк
в 17 лет попал на фронт и был ранен 5 раз.затем учительствовал.Вернувшись с войны написал "на западном фронте без перемен" при чем не как наблюдатель а как участник.
Новизна в том что не обобщенно говориться а как о войне отдельного. Самое ужасное- неспособность вернуться к мирной жизни.
Он был обманут,он не может смотреть в глаза учителям и родителям,ему стыдно за них, за то,что они обманули его.
Сюжет: Будни войны.+ бои.
лекция 4
химмингуэй
родился в окрестностях чикаго в семье врача,сам зарабатывал себе на жизнь еще будучи в школе.
мать после каждого грубого слова мыла ему рот мылом.
В сборнике рассказов наше время- альтерэго. Образ его отца.
Смерть была владычицей его приватного ада.
Работая журналистом ,очень много видел казней.Был на войне, получил 9 ранений. Был в серьезной авто катастрофе и даже в 2 авиационных.
Служил в первой мировой войне.
1920 г работал в газете Торонто стар.
1922 г- греко-персидская война, где он видит трагедию народа.
1925- первый сборник рассказов наше время.миниатюры и рассказы. Это фрагментарная история детства и юнешества. Роман-пунктир.
Название книги- слова из молитвы.
Описание крови,ужасов,политики и жестокости.
каждая маленькая миниатюра-лирический рассказ, не связанный с основными рассказами из жизни Ника Адамса.Это кинематографический принцип разного масштаба.Сначала мы видим мир из далека(общее восприятие мира, с жестокостью), а затем мы попадаем в жизнь Ника Адамса.
Особенности творческого метода Хемингуэя:
1)Писать правдиво- писать только жизнь, без своих субъективных оценок.
2)Писать кратко
3)Принцип Айсберга-"8% над водой,остальное под водой".
4)Писать простыми словами.
5)Писать точно-без метафор,двойного смысла.
6)Важная роль детали-ни одна деталь не должна быть просто так.
7)Писать вовремя.сперва переварить жизнь,потом создавать героев. Не раньше и не слишком поздно.
8)Уход от комментариев, психологических оценок, мотивировок и внутренних монологов.
9)Мотивы и лейтмотивы. В " прощай оружие"- все плохие события в жизни героя сопровождаются дождем.
Роман "И восходит солнце.Фиеста"
2 эпиграфа-
1) эклизиаст.
2)все вы потерянное поколение.
Смысл романа-передать ощущение молодых людей мимо которых проходит жизнь, а они не могут ухватить ее.
Важен контраст 2х миров:
1- мир Парижа.богемная жизнь
2- Памплон (Испания).бурная,сумасшедшая.
Кодекс Хемингуэя- образ правильного мужчины, которого можно убить но сломать нельзя. Основные критерии-мужество, честь, достоинство и любовь.
Философия стоицизма.(стойкости)
герою кодекса всегда противостоит герой некодекса, ведущие жизнь неправильную.
Все герои кодекса всегда герои дела- охотники,рыбаки.
"Прощай оружие" 1929г
Призван исследовать причины появления потерянного поколения- связываются причины первой мировой войны.
Подчеркивается бессмысленность войны.
Для него жизнь враждебна-это, страдания, путь через страдания.
1930е годы- затжной кризис в творчестве хемигуэя.
"Зеленые холмы Африки"1935
1933" победитель не получает ничего"
"роман иметь и не иметь"
новый подъем- "снега Килиманджаро"1936
1940 "По ком звонит колокол"
вносит туда внутренние монологи, мотивировку.Мотив всеобъемлющий любви.Самый лиричный.
Притча "Старик и море"
Борьба мужество победа и потеря- смысл жизни.Тема приимственности поколений.
в 62 года отец Хемингуэя покончил с собой.
Интеллектуальный роман.
Модернизм в первой половине 20 века.
Объединяет все европейские страны. В Германии Томас манн Герман Гессе. в америке - Фолкнер. в России- Булгаков.
Интеллектуальный роман обосновали Немцы.
Основной объединяющей чертой ИР является потребность объяснения смысла жизни. Стирается грань между философией и литературой.
Главная задача-понять как устроен мир.Жить можно, только зная законы мироздания.
Сам термин был предложен Томасом Манном- считал, что исторический и мировой перелом относится к 1914-23гг. Осмысление жизни,истолкование превышает потребность только в рассказывании.
Литература в эту эпоху стремится найти для понимания современности масштабы лежащие вне этой современности- исторический ракурс, либо через магию, подсознание,либо как у Булгакова через фантастику и миф. это уже не реализм, а космический взгляд.
ИР стремится к всеохватывающей системности- ничто не случайно.
Шопенгауер
мрачный пессимист. Реальность лишь отблеск идей
утверждал что мир делится на
мир горы-мир духа, очищенного от примесей реальностей.Мир истины
мир долины-действительность,где процветает хемингуэевский идеал.
Отсюда появляется принцип двоемирия.
Действительность в ИР всегда многослойна. В ней всегда есть дуализм.
Но ИР идет и дальше- многослойность.
У Булгакова- 3 мира( Москва, мир волонда, мир исторического мифа)
Особая трактовка времени в ИР:
вольные разрывы действия, произвольное течение(быстро медленно)
герметичность( мало привязаны к реальности.
"Любовь под вязами"
"Крылья даны всем детям человечества"
"долгое путешествие в ночь"
"мамаша кураж и ее дети"
Камю
"посторонний"
"миф о сизифе"
Герман Гессе(1877-1962)
родился в семье протестантского миссионера, который долгие годы прожил в Индии. Переехав из Индии поселился захолустном немецком городке.Будущий писатель проникся нравственными идеалами и духовными устремлениями родителей, но для него период взросления был выходом в жизнь.
Первые его произведения-слабые стишки, но были и хорошие повести:
1906 г" Под колесами "- об унижениях в Семинарии
1919г- роман "Демиан"- переданы смятения ума и чувств, постигшие современников в 1 мировой войне.
Отсутствуют конкретные реалии войны,отражение лишь в нравственном хаосе, царящие в душе героя.
События первой мировой войны подняли его мироощущения на уровень выше.
Гессе был знаком с психоанализом,хотел покончить жизнь самоубийством. Был страстным защитником личности, от разрушающего влияния общества, от массовых влияний.
Путь личности к своей "самости" посвящена повесть "Степной волк"
Архетип целостной личности по Юнгу-это личность вмещающая в себя противоположности( например,женское и мужское начало в личности, те приобретение некоторых свойств противоположного пола, и это ступень).
Композиционно роман делится на 4 части:( по степени от внешнего к внутреннему)- внешний, внутренний портрет, некий магический сюжет,
сам роман степной волк был предупреждением к фашизму.
Гессе считает что мир- это поток,движение и внешнее становление. И нужно не забиваться от него, не ограничивать.
Проблема идеала
Ирония- ответ писателей 20 века на вопрос "что делать?"
гессе игра в бисер . степной волк
волшебная гора. прощай оружие