Вирджиния Вулф

Франц Кафка

Образы героев

мейлорс- жизнь,творец

клиффорд- анти-жизнь

конни- стихийное женское начало, и ей предстоит сделать выбор.

 

 

(1883-1924)

 

пришел в немецко язычную литру в начале 20 века.

входит в литературу тихо, а оказался одинм из самых знаменитых прозаиков и новатором модернизма.

 

Кафка родился и прожил в Праге (австро-венгерская империя) в семье евреев.Отец решил воспитать ребенка в традициях немецкой культуры.

Большую часть своей жизни работал агентом по страхованию что порождало тяжкое чувство и уныние.Был чутким и ранимым.

 

"Превращение" 1915г

человеческое одиночество и безысходность.Мечта не работать.

 

Модернизм должен шокировать.Но Кафка шокировал не формой, а содержанием( герой превратился в насекомое!)

Какова идея произведения?- во время того как он зарабатывал он перестал быть человеком.Герой подвел себя к этому превращению.Он потерял свою личность,стал "тварью дрожащей".

Когда человек соглашается на такую жизнь как у героя, он превращается в насекомое.

Это произведение-метафора абсолютного одиночества.

Основной моральный принцип Кафки-отдельный человек несет ответственность за свою судьбу и всю несправедливость в мире(по Достоевскому)

но это не происходит потому что человек думает что он слаб.Так и у героев.

 

Роман " процесс"

1915г

следует идти вперед, и правильно идти только вперед несмотря на запреты. Врата для каждого свои, и нет верного или неверного пути.

Йозеф К.

 

а в романе "замок" герой уже просто К.

 

на след лекцию хеммингуэй-

1)"В наше время"

2)роман -"фиеста.И восходит солнце"

3)"прощай оружие"

Герман Гессе-"степной волк"

 

(1882-1942)

совпали годы с Джойсом.

Из аристократической семьи.Отец-писатель,воспитывал дочь сам.

Она известна как талантливый литер. критик и теоретик модернизма.

С ее легкой руки Новая литература 20в начала называться модернистской.

Вокруг нее образовывался литературный кружок- Блумсберри, который стал известен всему Лондону.

ее жизнь делилась на периоды: то взлеты и яркие моменты,то депрессия.

28 марта 1941г в один из периодов депрессии она покончила с собой.

После фильма часы по роману "мисси Делоуей" ее произведение впервые стало бестселлером.Раньше она писала лишь для узкого,избранного круга читателей.

Вирджиния Вулф высоко ценила метод Джойса.-приоритет духа над материей.

Во время работы над экспериментальным романом "миссис делоуей" ей казалось что Джойс делает тоже самое, но лучше. В это время Джойс работал над "Улисс".

Потоки сознания у Верджинии были женские, а Джойса мужские. Этим они и отличались.

 

Особенности женского потока сознания в романе:

1-пунктирная линия логического рисунка

2-фиксация "моментов бытия".

женское восприятие, момент бытия наполненный красками, переживаниями,ощущениями.

3- Эстетизация потока сознания.

Чувство красоты

 

время действия-1 день в середине июня 1923г

место действия- вестминстер, деловой круг.

 

Весь роман разбит на антиномии- в романе есть пары, которые противопоставлены друг другу.

 

Тема хозяйки большого дома вступает в противоречия с темой первой любви.

Верджиния Вулф считала, что это ее самый удачный роман.

 

Литература " Потерянного поколения"

Это художественное течение которое занимает 20 годы 20 тысячелетия в разных национальных культурах (англ,немецкой и американской).

Тридцатые годы уже не являются литературой потерянного поколения.

1 мировая война -

Весь мир сошел с ума.

Это была война за передел сферы влияний.

Молодые идут во имя идеалов,которых нет

Настроение этого поколения выражены в формуле:"Все боги умерли,все войны отгремели,вся вера подорвана"

Все книги того времени охарактеризованы трагической тональностью,интерес к теме самопознания,лирическое напряжение действия.

 

Литература потерянного поколения находится между реализмом и модернизмом.

"критика современного общества"- относят эту черту к реализму.

А

пессимизм

погружение героя в свои эмоции и познание

ощущение фатальности, трагизма - эти черты говорят о близости к модернизму.

крупнейшие писатели пп:

олдингтон"смерть героя"

доспасес"3 солдата"

химингуей "фиеста"

ремарк "на западном фронте без перемен"

фиджеральд"рассказы века джаза" и "великий гетсби"

фолкнер "солдатская награда"

 

 

Эрих-Мария Ремарк

в 17 лет попал на фронт и был ранен 5 раз.затем учительствовал.Вернувшись с войны написал "на западном фронте без перемен" при чем не как наблюдатель а как участник.

Новизна в том что не обобщенно говориться а как о войне отдельного. Самое ужасное- неспособность вернуться к мирной жизни.

Он был обманут,он не может смотреть в глаза учителям и родителям,ему стыдно за них, за то,что они обманули его.

 

Сюжет: Будни войны.+ бои.

лекция 4

химмингуэй

 

родился в окрестностях чикаго в семье врача,сам зарабатывал себе на жизнь еще будучи в школе.

мать после каждого грубого слова мыла ему рот мылом.

В сборнике рассказов наше время- альтерэго. Образ его отца.

 

Смерть была владычицей его приватного ада.

Работая журналистом ,очень много видел казней.Был на войне, получил 9 ранений. Был в серьезной авто катастрофе и даже в 2 авиационных.

Служил в первой мировой войне.

1920 г работал в газете Торонто стар.

1922 г- греко-персидская война, где он видит трагедию народа.

1925- первый сборник рассказов наше время.миниатюры и рассказы. Это фрагментарная история детства и юнешества. Роман-пунктир.

Название книги- слова из молитвы.

Описание крови,ужасов,политики и жестокости.

каждая маленькая миниатюра-лирический рассказ, не связанный с основными рассказами из жизни Ника Адамса.Это кинематографический принцип разного масштаба.Сначала мы видим мир из далека(общее восприятие мира, с жестокостью), а затем мы попадаем в жизнь Ника Адамса.

 

Особенности творческого метода Хемингуэя:

1)Писать правдиво- писать только жизнь, без своих субъективных оценок.

2)Писать кратко

3)Принцип Айсберга-"8% над водой,остальное под водой".

4)Писать простыми словами.

5)Писать точно-без метафор,двойного смысла.

6)Важная роль детали-ни одна деталь не должна быть просто так.

7)Писать вовремя.сперва переварить жизнь,потом создавать героев. Не раньше и не слишком поздно.

8)Уход от комментариев, психологических оценок, мотивировок и внутренних монологов.

9)Мотивы и лейтмотивы. В " прощай оружие"- все плохие события в жизни героя сопровождаются дождем.

 

Роман "И восходит солнце.Фиеста"

2 эпиграфа-

1) эклизиаст.

2)все вы потерянное поколение.

Смысл романа-передать ощущение молодых людей мимо которых проходит жизнь, а они не могут ухватить ее.

Важен контраст 2х миров:

1- мир Парижа.богемная жизнь

2- Памплон (Испания).бурная,сумасшедшая.

Кодекс Хемингуэя- образ правильного мужчины, которого можно убить но сломать нельзя. Основные критерии-мужество, честь, достоинство и любовь.

Философия стоицизма.(стойкости)

герою кодекса всегда противостоит герой некодекса, ведущие жизнь неправильную.

Все герои кодекса всегда герои дела- охотники,рыбаки.

 

"Прощай оружие" 1929г

Призван исследовать причины появления потерянного поколения- связываются причины первой мировой войны.

Подчеркивается бессмысленность войны.

Для него жизнь враждебна-это, страдания, путь через страдания.

1930е годы- затжной кризис в творчестве хемигуэя.

"Зеленые холмы Африки"1935

1933" победитель не получает ничего"

"роман иметь и не иметь"

новый подъем- "снега Килиманджаро"1936

1940 "По ком звонит колокол"

вносит туда внутренние монологи, мотивировку.Мотив всеобъемлющий любви.Самый лиричный.

 

Притча "Старик и море"

Борьба мужество победа и потеря- смысл жизни.Тема приимственности поколений.

в 62 года отец Хемингуэя покончил с собой.

 

Интеллектуальный роман.

Модернизм в первой половине 20 века.

Объединяет все европейские страны. В Германии Томас манн Герман Гессе. в америке - Фолкнер. в России- Булгаков.

Интеллектуальный роман обосновали Немцы.

Основной объединяющей чертой ИР является потребность объяснения смысла жизни. Стирается грань между философией и литературой.

Главная задача-понять как устроен мир.Жить можно, только зная законы мироздания.

Сам термин был предложен Томасом Манном- считал, что исторический и мировой перелом относится к 1914-23гг. Осмысление жизни,истолкование превышает потребность только в рассказывании.

Литература в эту эпоху стремится найти для понимания современности масштабы лежащие вне этой современности- исторический ракурс, либо через магию, подсознание,либо как у Булгакова через фантастику и миф. это уже не реализм, а космический взгляд.

ИР стремится к всеохватывающей системности- ничто не случайно.

Шопенгауер

мрачный пессимист. Реальность лишь отблеск идей

утверждал что мир делится на

мир горы-мир духа, очищенного от примесей реальностей.Мир истины

мир долины-действительность,где процветает хемингуэевский идеал.

 

Отсюда появляется принцип двоемирия.

Действительность в ИР всегда многослойна. В ней всегда есть дуализм.

 

Но ИР идет и дальше- многослойность.

У Булгакова- 3 мира( Москва, мир волонда, мир исторического мифа)

 

Особая трактовка времени в ИР:

вольные разрывы действия, произвольное течение(быстро медленно)

герметичность( мало привязаны к реальности.

 

"Любовь под вязами"

"Крылья даны всем детям человечества"

"долгое путешествие в ночь"

"мамаша кураж и ее дети"

Камю

"посторонний"

"миф о сизифе"

 

Герман Гессе(1877-1962)

родился в семье протестантского миссионера, который долгие годы прожил в Индии. Переехав из Индии поселился захолустном немецком городке.Будущий писатель проникся нравственными идеалами и духовными устремлениями родителей, но для него период взросления был выходом в жизнь.

 

Первые его произведения-слабые стишки, но были и хорошие повести:

1906 г" Под колесами "- об унижениях в Семинарии

1919г- роман "Демиан"- переданы смятения ума и чувств, постигшие современников в 1 мировой войне.

Отсутствуют конкретные реалии войны,отражение лишь в нравственном хаосе, царящие в душе героя.

События первой мировой войны подняли его мироощущения на уровень выше.

Гессе был знаком с психоанализом,хотел покончить жизнь самоубийством. Был страстным защитником личности, от разрушающего влияния общества, от массовых влияний.

Путь личности к своей "самости" посвящена повесть "Степной волк"

Архетип целостной личности по Юнгу-это личность вмещающая в себя противоположности( например,женское и мужское начало в личности, те приобретение некоторых свойств противоположного пола, и это ступень).

Композиционно роман делится на 4 части:( по степени от внешнего к внутреннему)- внешний, внутренний портрет, некий магический сюжет,

сам роман степной волк был предупреждением к фашизму.

Гессе считает что мир- это поток,движение и внешнее становление. И нужно не забиваться от него, не ограничивать.

Проблема идеала

Ирония- ответ писателей 20 века на вопрос "что делать?"

 

гессе игра в бисер . степной волк

волшебная гора. прощай оружие