Когда не узнают сравнение

III. Выразительные средства текста

Задание, посвященное средствам выразительности, представляет собой фрагмент рецензии с пропущенными терминами, которые необходимо восстановить, указав номера слов из приведенного списка.

Естественно, ученикам должны быть знакомы определения и примеры основных выразительных языковых средств. Учителю можно порекомендовать следующие пособия, в которых достаточно полно описаны стилистические ресурсы русского языка: Голуб И.Б. Стилистика русского языка. М.: Рольф, 2001; Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. М.: Оникс 21 век, 2002; Д.Э. Розенталь, М.А. Теленкова. Словарь-справочник лингвистических терминов. М.: Астрель, 2000; Квятковский А.П. Школьный поэтический словарь. М.: Дрофа, 1998; и др.

Проанализируем типичные трудности работы со средствами выразительности текста.

Тропы или стилистические фигуры?

Лексические средства, или тропы (в ед. ч. троп) (от гр. tropos – «поворот»), – обороты речи, состоящие в употреблении слова или выражения в переносном значении. Использование тропов создает новые сочетания слов с новым значением, обогащает речь новыми оттенками смысла, придает ей образность, выразительность. Различают следующие виды тропов: простейшие – сравнение, эпитет; сложные – метафора, метонимия, ирония, гипербола, литота, оксюморон, перифраз.

Синтаксические средства,илистилистические фигуры,– необычные обороты речи, особое ее синтаксическое построение, к которому прибегает писатель для усиления выразительности. К синтаксическим средствам относят инверсию, синтаксический параллелизм, градацию, риторический вопрос, риторическое восклицание, эллипсис, умолчание, различные виды повторов, бессоюзие, многосоюзие, вопросно-ответную форму изложения и др.

Таким образом, во фрагменте «Такое синтаксическое средство, как ___, помогает автору аргументировать свою позицию» речь не может идти о метафорах, эпитетах и т.п.

Как уже было сказано, сравнение относят к простейшим тропам, однако в некоторых случаях выявление сравнения оказывается непростой задачей. Речь идет о сравнении, выраженном существительным в творительном падеже: Снежная пыль столбом стоит в воздухе (Б.Горбатов)стоит как столб.

Напомним, что сравнение может быть также выражено:

2) оборотами со сравнительными союзами: Наряду с самым сильным сожалением о быстротечности времени есть еще одно, липкое, как сосновая смола(К.Паустовский) – сравнительный оборот; Кусты шевелятся и шелестят,точно тихо разговаривают (Н.Гаршин)сравнительное придаточное;

3) формой сравнительной или превосходной степени прилагательного или наречия: Ты всех милее, всех дороже, русская, суглинистая, жесткая земля. (А.Сурков);

4) с помощью слов похож, подобен, напоминает: Кленовый лист напоминает нам янтарь. (Н.Заболоцкий)

Эпитет или метафора?

Надо признать, что между этими явлениями трудно провести четкую границу. В лингвостилистике можно встретить термин метафорический эпитет2, однако задания ЕГЭ предполагают различение этих понятий. Следует помнить, что под эпитетом обычно понимается образное определение, выраженное именем прилагательным:седой туман, бездонное небо, ядовитоевоспоминание и т.п. Не являются эпитетами прилагательные, указывающие на отличительные признаки предметов и не дающие их образной характеристики: каменный дом, стеклянная посуда и т.п.

Метафора, как правило, предполагает образное переосмысление значения имени существительного или глагола: дом человеческой веры,ростоксомнения, догорает заря, люди переступаютчерез совестьи т.п.

Особая разновидность этого тропа – развернутая метафора – представляет собой нанизывание нескольких метафор, разворачивающих образ первой, исходной метафоры: По имени европейского первопечатника всю совокупность изготовленных типографским способом книг называют иногда «галактикой Гуттенберга». Ориентироваться в этой галактике несведущему наблюдателю совсем не просто: здесь есть бесчисленные созвездия, состоящие из звезд разной величины, и давно погасшие светила, сияние которых еще доходит до нас…... (С.Бэлза)

Эпитет или олицетворение?

Поскольку олицетворение – это разновидность метафоры, поставленный вопрос тесно связан с тем, что было сказано выше. Действительно, такие эпитеты, как грустная береза, хмурое небо и под., связаны с признаками живых существ. Однако олицетворение обычно построено на сочетании неодушевленных существительных и «антропоморфных» глаголов, обозначающих действия (состояния) человека или живого существа вообще (дышать, грустить, плакать, просить и т.п.): Весна бродила вместе с легким сквозным ветром по коридорам,дышала в лицо девичьим своим дыханием. (К.Паустовский); …Не забудем, что насилие не живет одно, оно… непременно сплетено с ложью. Насилию нечем прикрыться, кроме лжи... (А.Солженицын); Сожаления просыпаются утром, но не всегда засыпают ночью. (К.Паустовский)

Вопросно-ответная форма изложения
или риторический вопрос?

Типичное школьное определение риторического вопроса (вопрос, не требующий ответа) не совсем точно отражает суть этой фигуры речи. Риторический вопрос – это вопросительное только по форме, но повествовательное по смыслу предложение. Не случайно наличие риторического вопроса можно проверить методом трансформации вопросительного предложения в повествовательное: Кто же не знает Ивана? – Все знают Ивана.

Вопросно-ответная форма изложения создает некое подобие диалога: автор ставит перед читателем вопрос, на который тут же отвечает: Что плохого в пронзительном взгляде? А все плохо! Я не хочу попадать под рентген недобрых, въедливых глаз. (В.Харченко)

Часто весь текст является ответом на поставленный в начале проблемный вопрос. Поэтому, если текст начинается с вопроса Что такое красота (любовь, счастье и т.п.)? и далее автор начинает размышлять над этой проблемой, вопросительное предложение вряд ли следует квалифицировать как риторический вопрос.

Что такое парцелляция?

Этот термин знаком далеко не каждому старшекласснику и требует специального объяснения. Парцелляция (от лат. particula – «частица») – особое членение высказывания, при котором возникают неполные предложения, следующие за основным: Как только не определяли идею «Медного всадника». Какие только толкования не предлагали разные эпохи и разные ученые. И все толкования были правильны.Интересны. Глубоки. Аргументированны. И разные.(Д.Гранин)компоненты неполных предложений (парцелляты) можно включить в состав первого предложения в качестве однородных сказуемых.

ТЕСТ