Актеры и прецеденты

Диаграммы вариантов использования (Use Сase)

Диаграмма вариантов использования (диаграмма прецедентов, Use Сase) определяет поведение системы с точки зрения пользователя. Диаграмма Use Case рассматривается как главное средство для первичного моделирования динамики системы, используется для:

● выяснения требований к разрабатываемой системе,

● фиксации этих требований в форме, которая позволит проводить дальнейшую разработку.

В состав диаграмм Use Case входят:

● элементы Use Case (прецеденты),

● актеры,

● отношения (зависимости, обобщения и ассоциации).

Как и другие диаграммы, диаграммы Use Case могут включать примечания и ограничения. Кроме того, диаграммы Use Case могут содержать пакеты, используемые для группировки элементов модели в крупные фрагменты.

Вершинами в диаграмме Use Case являются (рис. 3.2):

Актеры представляют внешний мир, нуждающийся в работе системы.

Прецеденты представляют действия, выполняемые системой в интересах актеров.

Рис. 3.2. Обозначения актера и прецедента

Различают актеров и пользователей.

Актер — это роль объекта вне системы, который прямо взаимодействует с ее частью — конкретным элементом (элементом Use Case).

Пользователь — это физический объект, который использует систему. Он может играть несколько ролей и поэтому может моделироваться несколькими актерами. Справедливо и обратное — актером могут быть разные пользователи. Актеры делятся на три основных типа:

● пользователи системы,

● другие системы, взаимодействующие с данной,

● время (время становится действующим лицом, если от него зависит запуск каких-либо событий в системе).

Прецедент (элемент Use Case) — это описание последовательности действий (или нескольких последовательностей), которые выполняются системой и производят для отдельного актера видимый результат.

Один актер может использовать несколько элементов прецедентов, и наоборот, один прецедент может иметь несколько актеров, использующих его. Каждый прецедент задает определенный путь использования системы. Набор всех прецедентов определяет полные функциональные возможности системы.

Пример. (Д.Иванов, Ф.Новиков. Моделирование на UML Учебно-методическое пособие.)

Пусть в организации «Рога и копыта» отсутствует контроль и учёт движения документов.

Необходимо разработать систему документооборота, решающую следующие проблемы:

1 Упорядочивание прохождения документов по инстанциям;

2 Обеспечение сохранности и восстановления документов;

3 Решение проблемы последней версии документа.

Актеры: Пользователь (руководитель, сотрудник), аналитик, администратор.

Руководитель управляет доступом к документам, работает с документами (создание документа, изменение документа, выводит документ из обращения), задает правила работы с документами, регистрирует документы

Сотрудник работает с документами (создание документа, изменение документа, выводит документ из обращения), задает правила работы с документами, регистрирует документы.

Аналитик разрабатывает отчеты.

Администратор определяет роли пользователей.

 

Рисунок 3.2. Общие варианты использования для системы документооборота