Этапы развития информационных технологий. Общие тенденции развития.

Информационная технология в своем развитии прошла несколько этапов. До второй половины XIX века основу информационной технологии составляли перо, чернильница и бухгалтерская книга. Коммуникация (связь) осуществлялась путем направления пакетов (депеш). Продуктивность информационной обработки была крайне низкой: каждое письмо копировалось отдельно вручную; помимо счетов, суммируемые также вручную, не было другой информации для принятия решений.

На смену “ручной” информационной технологии в конце XIX века пришла “механическая”. Изобретение пишущей машинки, телефона, диктофона, модернизация системы общественной почты — все это послужило базой для принципиальных изменений в технологии обработки информации и, как следствие, в продуктивности работы. По существу, “механическая” технология проложила дорогу существующих учреждений.

40-60 годы XX века характеризуются появлением “электрической” технологии, основанной на широком использовании пишущих машинок со съемными элементами, копировальных машин на обычной бумаге (типа ксерокса), портативных диктофонов. Они улучшили учрежденческую деятельность за счет повышения качества, количества и скорости обработки документов. многие современные учреждения базируются на “Электрической" технологии.

Появление во второй половине 60-х годов больших производительных ЭВМ на периферии учрежденческой деятельности (в вычислительных центрах) позволило сместить акцент в информационной технологии на обработку не формы, а содержания информации. Это было началом формирования “электронной”, или “компьютерной”, технологии. Как известно, информационная технология управления должна содержать как минимум три важнейшие компоненты обработки информации: учет, анализ и принятие решений. Эти компоненты реализуются в “вязкой” среде — бумажном “море” документов, которое становится с каждым годом все более необъятным.

В 60-е годы складываются концепции автоматизированных систем управления (АСУ). В то время они не всегда и не в полной мере отвечали задаче совершенствования управления и оптимальной реализации компонентов информационной технологии. Методологически эти концепции нередко опирались на представления о неограниченных возможностях “кнопочной” информационной технологии при непрерывном наращивании вычислительной мощности систем АСУ и применении наиболее общих имитационных моделей. которые в ряде случаев далеки от механизма оперативного управления.

Название “автоматизированная система управления” не совсем корректно отражает функции, которые такие системы выполняют; точнее было бы “автоматизированная система обеспечения управления” (АСОУ), ибо в существующих АСУ понятие “система” не включает решающего звена управления — пользователя. Игнорирование этого принципиального обстоятельства, по-видимому, привело к тому, что расширение сети АСУ и повышение мощности их вычислительных средств обеспечили благодаря большим массивам первичных данных улучшение в основном учетных функций управления (справочных, статистических, контрольных). Однако учетные функции отражают только прошлое состояние объекта управления и не позволяют оценить перспективы его развития. т. е. обладают низким динамизмом. В других компонентах технологии управления наращивание мощности АСУ не дало ощутимого эффекта. Отсутствие развитых коммуникационных связей рабочих мест пользователя с центральной ЭВМ, характерный для большинства АСУ пакетный режим обработки данных, низкий уровень диалоговой поддержки — все это фактически не обеспечивает высокого качества анализа пользователями данных статистической отчетности и всего интерактивного уровня аналитической работы. Именно по этой причине, несмотря на ввод дополнительных систем АСУ, с каждым годом возрастает количество работников. занятых учетными функциями: на сегодняшний день шестую часть всех работников аппарата управления составляет учетно-бухгалтерский персонал.

Начиная с 70-х годов сформировалась тенденция перенесения центра тяжести развития АСУ на фундаментальные компоненты информационной технологии (особенно на аналитическую работу) с максимальным применением человеко-машинных процедур. Однако по-прежнему вся работа проводилась на мощных ЭВМ, размещаемых централизованно в вычислительных центрах. При этом в основу построения подобных АСУ была положена гипотеза, согласно которой задачи анализа и принятия решений относились к классу формализуемых, поддающихся математическому моделированию. Предполагалось, что такие АСУ должны повысить качество, полноту, подлинность и своевременность информационного обеспечения лиц, принимающих решения, эффективность работы которых будет возрастать благодаря увеличению числа анализируемых задач.

Внедрение подобных систем дало весьма отрезвляющие результаты. Оказалось, что применяемые экономико-математические модели имеют ограниченные возможности практического использования: аналитическая работа и процесс принятия решений происходят в отрыве от реальной ситуации и не подкрепляются коммуникационным процессом формирования. Для каждой новой задачи требуется новая модель, а поскольку модель создавалась специалистами по экономико-математическим методам, а не пользователем, то процесс принятия решений происходит как бы не в реальном масштабе времени, и теряется творческий вклад самого пользователя. особенно при решении нетиповых управленческих задач. При этом вычислительный потенциал управления, сосредоточенный в вычислительных центрах, находится в отрыве от других средств и технологий обработки информации вследствии неэффективной работы нижних ступеней и необходимости непрерывных конверсий информации. Это также понижает эффективность информационной технологии при решении задач на верхних ступенях управленческой лестницы. К тому же для сложившейся в АСУ организационной структуры технических средств характерны низкий коэффициент их использования, значительные сроки (не всегда выполняемые) проектирования автоматизированных систем и невысокая их рентабельность из-за слабого воздействия результатов автоматизации на эффективность управления.

С появлением ПК на “гребне микропроцессорной революции” происходит принципиальная модернизация идеи АСУ: от вычислительных центров и централизации управления к распределенному вычислительному потенциалу. повышению однородности технологии обработки информации и децентрализации управления. Такой подход нашел свое воплощение в системах поддержки принятия решения (СППР) и экспертных системах (ЭС), которые характеризуют новый этап компьютеризации технологии организационного управления, по существу, — этап персонализации АСУ. Системность основной признак СППР и признание того, что самая совершенная ЭВМ не может заменить человека. В данном случае речь идет о структурной человеко-машинной единице управления, которая оптимизируется в процессе работы: возможности ЭВМ расширяются за счет структуризации пользователем решаемых задач и пополнения ее базы знаний, а возможности пользователя — за счет автоматизации тех задач, которые ранее было нецелесообразно переносить на ЭВМ по экономическим или техническим соображениям. Становится возможным анализировать последствия различных решений и получать ответы на вопросы типа “что будет, если...?”, не тратя времени на трудоемкий процесс программирования.

Важнейший аспект внедрения СППР и ЭС — рационализация повседневной деятельности работников управления. В результате их внедрения на нижних ступенях управления существенно укрепляется весь фундамент управления, уменьшается нагрузка на централизованные вычислительные системы и верхние ступени управления. что позволяет сосредоточить в них вопросы решения крупных долгосрочных стратегических задач. Естественно, что “компьютерная” технология СППР должна использовать не только ПК, но и другие современные средства обработки информации.

Концепция СППР требует пересмотра существующих подходов к управлению трудовыми процессами в учреждении. По существу на базе СППР формируется новая человеко-машинная трудовая единица с квалификацией труда. его нормированием и оплатой. Она аккумулирует знания и умения конкретного человека (пользователя СППР) с интегрированными знаниями и умением, заложенными в ПК.

Современное состояние развития ИТ в США, странах Западной Европы, Японии можно охарактеризовать следующими тенденциями.

Наличие большого количества промышленно функционирующих баз данных (БД) большого объема, содержащих информацию практически по всем видам деятельности общества.

Создание технологий, обеспечивающих интерактивный доступ массового пользователя к этим информационным ресурсам. Технической основой данной тенденции явились государственные и частные системы связи и передачи данных общего назначения и специализированные. объединенные в национальные, региональные и глобальные ИВС.

Расширение функциональных возможностей информационных систем, обеспечивающих параллельную одновременную обработку БД с разнообразной структурой данных, мультиобъектных документов, гиперсред, в том числе реализующих технологии создания и ведения гипертекстовых БД. Создание локальных, многофункциональных проблемно-ориентированных информационных систем различного назначения на основе мощных ПК и локальных сетей ПК.

Включение в информационные системы элементов интеллектуализации интерфейса пользователя с системами, экспертных систем, систем машинного перевода, автоиндексирования и других технологических средств.

Ведущие промышленно развитые страны имеют государственную политику в области развития ИТ и соответствующие программы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, которые субсидируются правительством. государственными учреждениями, частными фирмами и ассоциациями.