Понятие информационного общества

Свойства информации

Любая информация должна обладать рядом свойств.

· Полнота информации. Это свойство характеризует качество информации и определяет достаточность данных для принятия решений, т.е. информация должна содержать весь необходимый набор данных. Пример. "Продажи товара А начнут сокращаться" Эта информация неполная, поскольку неизвестно, когда именно они начнут сокращаться. Пример полной информации. "Начиная с первого квартала, продажи товара А начнут сокращаться." Этой информации достаточно для принятия решений.

· Достоверность информации. Информация может быть достоверной и недостоверной. В недостоверной информации присутствует информационный шум, и чем он выше, тем ниже достоверность информации.

· Ценность информации. Ценность информации не может быть абстрактной. Информация должна быть полезной и ценной для определенной категории пользователей.

· Адекватность информации. Это свойство характеризует степень соответствия информации реальному объективному состоянию. Адекватная информация - это полная и достоверная информация.

· Актуальность информации. Информация должна быть актуальной, т.е. не устаревшей. Это свойство информации характеризует степень соответствия информации настоящему моменту времени.

· Ясность информации. Информация должна быть понятна тому кругу лиц, для которого она предназначена.

· Доступность информации. Доступность характеризует меру возможности получить определенную информацию. На это свойство информации влияют одновременно доступность данных и доступность адекватных методов.

· Субъективность информации. Информация носит субъективный характер, она определяется степенью восприятия субъекта (получателя информации).

Если первое удвоение общего количества знаний на земле произошло за период от рубежа нашей эры до 1750 года, то второе удвоение случилось уже за 150 лет, к началу двадцатого столетия, а третье — за 50 лет к 1950году.

В дальнейшем объемы знаний удваивались еще более стремительными темпами: до 1970 года — на протяжении 10 лет, после 1970 года — каждые 5 лет, а с 1991 года — ежегодно!

 

С экономической точки зрения в научной литературе выделяют следующие основные виды общества:

доиндустриальное общество доминировало производство продуктов сельского хозяйства, основанное на использовании ручного труда и мускульной силы животных, а также ремесленничество;

индустриальное общество начало формироваться на нашей планете около 300 лет назад и главной экономической характеристикой которого является промышленное производство;

постиндустриальное общество относят к середине XX в. и главной характеристикой является приоритетное развитие сферы услуг, которые начинают превалировать над объемами промышленного производства и производства сельскохозяйственной продукции;

информационное общество — производство информационных продуктов и оказание информационных услуг преобладает над всеми другими видами социально-экономической активности людей.

Если принять эту классификацию стадий общественного развития, то можно сделать вывод о том, что в самом начале XXI в. большая часть развитых стран мира все еще находится на стадии индустриальных обществ, а наиболее развитые из них (главным образом страны «большой семерки») на стадии перехода от постиндустриального к информационному обществу.

Понятие информационного общества окружено неким таинственным флером. О нем много говорят, но часто не очерчивают сколь-нибудь четких обозначенных границ. Уточним понятие информационного общества с помощью дополняющих друг друга определений:

1. Общество, в котором доступ к получению и распространению разнообразной информации есть у каждого социума.

2. Общество, в котором информация столь объемна, что «поглотить», проанализировать ее всю не по силам никому в отдельности.

3. Общество, в котором информационные данные постоянно обновляются и являются общедоступными.

4. Общество, в котором связь между людьми, а возможно, и группами лиц мгновенна вне зависимости от их удаленности друг от друга.

На сайте Института развития информационного общества (http://www.iis.ru) термин «информационное общество» понимается как «ступень в развитии современной цивилизации, характеризующаяся увеличением роли информации и знаний в жизни общества, возрастанием доли инфокоммуникаций, информационных продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте (ВВП), созданием глобального информационного пространства, обеспечивающего эффективное информационное i взаимодействие людей, их доступ к мировым информационным ресурсам и удовлетворение их социальных и личностных потребностей в информационных продуктах и услугах».