Лекція 1. Місто та міське середовище

Суть метода: Причинно-следственная диаграмма - это ключ к решению возникающих проблем. Диаграмма позволяет в простой и доступной форме систематизировать все потенциальные причины рассматриваемых проблем, выделить самые существенные и провести поуровневый поиск первопричины.

План действий: В соответствии с известным принципом Парето, среди множества потенциальных причин (причинных факторов, по Исикаве), порождающих проблемы (следствие), лишь две-три являются наиболее значимыми, их поиск и должен быть организован. Для этого осуществляется:

сбор и систематизация всех причин, прямо или косвенно влияющих на исследуемую проблему;

группировка этих причин по смысловым и причинно-следственным блокам;

ранжирование их внутри каждого блока;

анализ получившейся картины.

 

Рисунок 5 Пример причинно-следственной диаграммы ("рыбий скелет")

Общие правила построения:

Прежде чем приступать к построению диаграммы, все участники должны прийти к единому мнению относительно формулировки проблемы.

Изучаемая проблема записывается с правой стороны в середине чистого листа бумаги и заключается в рамку, к которой слева подходит основная горизонтальная стрелка - "хребет" (диаграмму Исикавы из-за внешнего вида часто называют "рыбьим скелетом").

Наносятся главные причины (причины уровня 1), влияющие на проблему, - "большие кости". Они заключаются в рамки и соединяются наклонными стрелками с "хребтом".

Далее наносятся вторичные причины (причины уровня 2), которые влияют на главные причины ("большие кости"), а те, в свою очередь, являются следствием вторичных причин. Вторичные причины записываются и располагаются в виде "средних костей", примыкающих к "большим". Причины уровня 3, которые влияют на причины уровня 2, располагаются в виде "мелких костей", примыкающих к "средним", и т. д. (Если на диаграмме приведены не все причины, то одна стрелка оставляется пустой).

При анализе должны выявляться и фиксироваться все факторы, даже те, которые кажутся незначительными, так как цель схемы - отыскать наиболее правильный путь и эффективный способ решения проблемы.

Причины (факторы) оцениваются и ранжируются по их значимости, выделяя особо важные, которые предположительно оказывают наибольшее влияние на показатель качества.

В диаграмму вносится вся необходимая информация: ее название; наименование изделия; имена участников; дата и т. д.

 

 

Сбор данных

Широко известным методом сбора необходимой информации являются анкетирование и проведение опросов экспертов.

 

Анкетирование

Анкета представляет собой основной канал получения данных от респондентов. Получившие эти данные исследователи после соответствующей обработки передадут их руководителям компаний, принимающим то или иное решение. Указанный канал выполняет две основные коммуникационные задачи:

- сообщает респонденту о направленности интересов исследователя;

- доносит до исследователя мнение респондента.

Существует определенная специфика анкет, ориентированных на каждый вид опроса (личный, почтовый, телефонный и пр.).

В то же время, в ряде случаев в анкету включают вопросы, не связанные напрямую с получением необходимой информации. Что это за случаи?

Например, в начало анкеты полезно включать нейтральные вопросы, направленные на установление контакта с респондентом (особенно, если сама тема опроса может быть связана с эмоциональными реакциями респондента).

В ряде случаев подобные вопросы используются для того, чтобы скрыть цель опроса или же финансирующего исследование заказчика. Этого можно достичь путем перечисления в одном вопросе нескольких торговых марок (если заказчиком является владелец одного из брендов).

Каким же образом можно преодолеть нежелание респондентов правдиво и содержательно ответить на вопросы исследователя? Обычно исследователи стараются использовать следующие подходы:

В самом начале анкеты утверждается, что обсуждаемая проблема постоянно изучается, и это исследование – далеко не первое.

Затрагивающие чувства респондента вопросы помещаются в конец анкеты.

Вопросы формулируются так, как будто они адресованы третьим лицам/другим людям.

Сложный (в плане получения достоверной информации) вопрос помещается в группу вопросов, на которые респондент должен легко ответить.

Вместо вопроса о конкретных цифрах (например, дохода) предоставляются категории для выбора. В личных опросах респонденту предлагается назвать номер одной из предложенных карточек (на каждой из них написан диапазон годового дохода).

Разработка анкеты

 

В принципе, не существует единых правил составления анкет. Однако можно говорить о процедуре разработки анкеты, при использовании которой проблема достоверности собранных данных сводится к минимуму. Рассмотрим основные этапы процедуры разработки анкеты:

Составление полного списка всех потребностей в информации, четкое определение групп респондентов.

Определение типа анкеты.

Определение содержания вопросов.

Определение типа каждого вопроса.

Выбор формулировок вопросов.

Определение последовательности вопросов.

Тестирование анкеты.

Обычно список потребностей и описание группы респондентов устанавливаются в ходе реализации поискового исследования и формулирования гипотез.

Определение типа анкеты

Чаще всего исследователь выбирает между личным интервью, телефонным опросом и рассылкой анкет по почте. Выбор того или иного варианта в значительной степени определяется типом информации, которую нужно будет собрать. Тип анкеты определяет содержание и величину анкеты, а также формулировки и порядок вопросов. На данном этапе исследователь должен точно определить методику сбора данных, а также их анализа.

Определение содержания вопросов

После определения характера требуемой информации и методов ее получения переходим к составлению собственно анкеты и формулированию вопросов. По мере составления вопросов, целесообразно задумываться над следующими моментами:

- нужен ли этот конкретный вопрос? Избегаем включения в анкету не имеющих к цели исследования вопросов;

- имеет ли смысл разбить конкретный вопрос на два и более? Некоторые вопросы могут содержать два и более важных элемента. В этом случае рационально интерпретировать ответ будет крайне непросто. Чаще всего это имеет отношение к вопросам, содержащим слово «почему?»

- обладает ли респондент искомой информацией? Здесь есть еще три дополнительных момента – есть ли у респондента опыт в отношении изучаемого вопроса? Запомнил ли он реально искомую информацию? Должен ли он проделать какую-то работу, чтобы получить эту информацию?

- согласится ли респондент предоставить необходимую информацию? В ряде случаев респонденты, даже обладая искомой информацией, не могут сформулировать ответ, или же не хотят отвечать.

В ситуациях, когда можно предположить, что не все респонденты достаточно хорошо знакомы с изучаемой темой, можно использовать фильтрующие вопросы. Эти вопросы обычно включаются в начало анкеты, их использование помогает понять – относится ли данный респондент к искомой выборке? Например, стремясь понять предпочтения специалиста в отношении чтения какого-то специального журнала, имеет смысл спросить: «Как часто Вы читаете специальную литературу?» и предложить несколько вариантов ответа. Например: «2 раза в неделю», «1 раз в неделю», «2 раза в месяц» и пр. Весьма вероятно, что респонденты, ответившие, что читают эти журналы реже, чем 2 раза в месяц, будут исключены из дальнейшего анализа (по данной теме). А как быть, если исследователь не уверен, что респондент, в самом деле, читает специальную литературу 1 раз в неделю? Для подтверждения достоверности ответов используют вопросы двух видов (так называемые вопросы-детекторы):

 

Спрашивают «Какие статьи из последнего номера журнала … Вам особенно запомнились? Почему?»

Иногда спрашивают мнение о конкретных статьях (причем, респонденту могут быть предложены названия несуществующих статей).

Определение типа каждого вопроса

Можно выбрать из трех основных вариантов вопросов:

- неструктурированные вопросы (вопросы без предлагаемых вариантов ответа), респонденты формулируют свои ответы сами;

- структурированные вопросы (вопросы с несколькими вариантами ответа), респондент должен выбрать один или несколько ответов из предложенного списка

- альтернативные вопросы (дихотомические вопросы), предла­гается всего два варианта ответа – да/нет, согласен/не согласен и пр.

Неструктурированные вопросы. Например: «Кем Вы работаете?», «Что Вы думаете о постоянных посетителях магазинов Second hand?»

Эти вопросы очень хороши для размещения в начале анкеты. Отвечая на них, респонденты выражают свои общие отношения и мнения. По ходу дальнейшего опроса исследователь может преобразовать их в ответы на структурированные вопросы. Неструктурированные вопросы позволяют респонденту свободно выразить свое мнение.

Структурированные вопросы. Помимо использования рейтинговых шкал, здесь нужно обсудить еще два важных момента:

- количество предлагаемых для выбора вариантов ответа;

- особенности расположения вариантов ответа.

Что это значит?

Необходимо включить в анкету все имеющие значение варианты ответов; эти варианты должны быть взаимоисключающими. Помимо этого, необходимо также включить еще один дополнительный вариант: «другое». Для чего? Может случиться, что в предлагаемых респонденту вариантах ответа мы перечислим не все возможности, которые могут ему прийти в голову.

При слишком большом количестве вариантов необходимо пересмотреть общее количество вопросов: желательно не перегружать респондентов возможностями выбора. Для этого можно постараться разделить данный вопрос на два (или даже на три).

Альтернативные вопросы. Если предполагается, что существенная часть респондентов выскажет нейтральное мнение, нейтральный ответ (например, «все равно») целесообразно включить как один из вариантов ответа. Общие преимущества и недостатки альтернативных вопросов аналогичны позитивным и негативным сторонам структурированных вопросов.

Определение последовательности вопросов

Можно выделить следующие основные правила формирования последовательности вопросов в анкете (Ж.-Ж.Ламбен, 2004):

Начальные вопросы должны быть простыми и интересными. Это поможет установлению контакта с респондентом и повысит уровень достоверности получаемой информации.

Целесообразно использовать принцип воронки. Он заключается в том, что вначале ставится общий вопрос, за ним следуют все более конкретные вопросы по этой теме.

Соблюдение логической последовательности вопросов. Логика должна быть понятна респонденту. При переходе от одной темы к другой целесообразно вставлять переходные фразы – это поможет плавно переключить внимание респондента на другую область.

Сложные и затрагивающие эмоции респондента вопросы целесообразно располагать ближе к концу анкеты.

Необходимо осторожно использовать разветвленные вопросы. Использование этих вопросов позволяет избежать слишком больших количеств альтернативных вариантов индивидуальных вопросов. В то же время, исследователь получает нужную ему информацию от тех респондентов, которые ею обладают.

Целесообразно располагать направленные на получение классификационной информации вопросы (демографические и социально-экономические характеристики респондентов) в конце анкеты.

Тестирование анкеты

До начала полномасштабного опроса целесообразно протестировать анкету в реальных условиях. Проводится опрос ограниченного количества респондентов, схожих по основным характеристикам с изучаемой группой. Оценивается появление затруднений у респондентов с пониманием вопросов, их жалобы на наличие двусмысленных или предвзятых вопросов.

 

 


 


 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Определение понятия «мозговой штурм»

 

Метод мозгового штурма (мозговой штурм, мозговая атака, англ. brainstorming) — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать возможно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастических. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Является методом экспертного оценивания.

«Мозговой штурм» (англ. brainstorming) — один из наиболее популярных методов стимулирования творческой активности. Позволяет найти решение сложных проблем путем применения специальных правил обсуждения. Широко используется во многих организациях для поиска нетрадиционных решений самых разнообразных задач.

Метод мозгового штурма был разработан Алексом Осборном в 1953 году. Метод основан на допущении, что одним из основных препятствий для рождения новых идей является «боязнь оценки»: люди часто не высказывают вслух интересные неординарные идеи из-за опасения встретиться со скептическим либо даже враждебным к ним отношением со стороны руководителей и коллег. Целью применения мозгового штурма является исключение оценочного компонента на начальных стадиях создания идей. Классическая техника мозгового штурма, предложенная Осборном, основывается на двух основных принципах — «отсрочка вынесения приговора идее» и «из количества рождается качество». Этот подход предполагает применение нескольких правил.

Критика исключается: на стадии генерации идей высказывание любой критики в адрес авторов идей (как своих, так и чужих) не допускается. Работающие в интерактивных группах должны быть свободны от опасений, что их будут оценивать по предлагаемым ими идеям.

Приветствуется свободный полет фантазии: люди должны попытаться максимально раскрепостить свое воображение. Разрешено высказывать любые, даже самые абсурдные или фантастические идеи. Не существует идей настолько несуразных либо непрактичных, чтобы их нельзя было высказать вслух.

Идей должно быть много: каждого участника сессии просят представить максимально возможное количество идей.

Комбинирование и совершенствование предложенных идей: на следующем этапе участников просят развивать идеи, предложенные другими, например комбинируя элементы двух или трех предложенных идей.

На завершающем этапе производится отбор лучшего решения, исходя из экспертных оценок.

Были проведены многочисленные экспериментальные исследования, с целью сравнения количества и качества идей, созданных группами в процессе мозгового штурма и людьми, работающими индивидуально, Результаты свидетельствуют о том, что при условии правильного применения данной техники интерактивные группы нередко генерируют большее количество значимых идей, чем отдельные индивиды. Однако на сегодняшний день не существует доказательств в пользу более высокого качества идей, генерируемых группами.

 

В последние годы широкое распространение получил «электронный мозговой штурм» (online brainstorming), использующий интернет-технологии. Он позволяет позволяет почти полностью устранить «боязнь оценки», т.к. обеспечивает анонимность участников, а также дает возможность решить ряд проблем традиционного мозгового штурма. К последним, в частности, относится т.н. «блокирование продуктивности»: поскольку участники группы представляют идеи поочередно, то люди в ожидании своей очереди могут передумать или испугаться публично высказывать свою идею, либо просто ее забывают.

 

Мозговой штурм дает возможность объединить в процессе поиска решений очень разных людей; а если группе удается найти решение, то ее участники обычно становятся стойкими приверженцами его реализации. В настоящее время метод мозгового штурма может быть эффективно использован организациями для улучшения качества работы в командах.

 

Принципы метода "мозгового штурма":

 

1. Четкая формулировка цели и/или задач и ограничений.

 

2. Обеспечение максимальной свободы участникам

o предоставление слова каждому (поощрение застенчивых, "придержание" наиболее активных и авторитетных);

o полная свобода мнений, поощрение "безумных" идей, аналогий (литературных, музыкальных, биологических и т.д.);

 

3. Тщательное формирование состава участников

o определение численности;

o по специализации, предназначенное для полного покрытия необходимой области, а в некоторых случаях, выходящего за ее пределы, а также возможности частичной взаимной замены);

o психологическая (отсутствие злокачественных конфликтов, явных лидеров);

o по квалификации (высокий и примерно равный уровень)

 

o иногда введение "рыжего";

 

4. Иерархическое ведение обсуждений: сначала - максимально вширь, затем оценка перспективности вариантов и отбор наилучших, потом снова "вширь";

5. Огромная роль "ведущего"и демократический стиль руководства:

o создание творческой, целенаправленной и бесконфликтной атмосферы;

o умение "выявлять" предложения и направлять ход дискуссии (греческий метод).

 

Этапы и правила мозгового штурма

 

Правильно организованный мозговой штурм включает три обязательных этапа. Этапы отличаются организацией и правилами их проведения:

1. Постановка проблемы. Предварительный этап. В начале этого этапа проблема должна быть четко сформулирована. Происходит отбор участников штурма, определение ведущего и распределение прочих ролей участников в зависимости от поставленной проблемы и выбранного способа проведения штурма.

 

2. Генерация идей. Основной этап, от которого во многом зависит успех (см. ниже) всего мозгового штурма. Поэтому очень важно соблюдать правила для этого этапа:

o Главное — количество идей. Не делайте никаких ограничений.

o Полный запрет на критику и любую (в том числе положительную) оценку высказываемых идей, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой.

o Необычные и даже абсурдные идеи приветствуются.

o Комбинируйте и улучшайте любые идеи.

 

3. Группировка, отбор и оценка идей. Этот этап часто забывают, но именно он позволяет выделить наиболее ценные идеи и дать окончательный результат мозгового штурма. На этом этапе, в отличие от второго, оценка не ограничивается, а наоборот, приветствуется. Методы анализа и оценки идей могут быть очень разными. Успешность этого этапа напрямую зависит от того, насколько "одинаково" участники понимают критерии отбора и оценки идей.

 

Мозговые атаки

Для проведения мозговой атаки обычно создают две группы:

• участники, предлагающие новые варианты решения задачи;

• члены комиссии, обрабатывающие предложенные решения.

Различают индивидуальные и коллективные мозговые атаки.

В мозговом штурме участвует коллектив из нескольких специалистов и ведущий. Перед самим сеансом мозгового штурма ведущий производит четкую постановку задачи, подлежащей решению. В ходе мозгового штурма участники высказывают свои идеи, направленные на решение поставленной задачи, причём как логичные, так и абсурдные. Если в мозговом штурме принимают участие люди различных чинов или рангов, то рекомендуется заслушивать идеи в порядке возрастания ранжира, что позволяет исключить психологический фактор «соглашения с начальством».

В процессе мозгового штурма, как правило, вначале решения не отличаются высокой оригинальностью, но по прошествии некоторого времени типовые, шаблонные решения исчерпываются, и у участников начинают возникать необычные идеи. Ведущий записывает или как-то иначе регистрирует все идеи, возникшие в ходе мозгового штурма.

Затем, когда все идеи высказаны, производится их анализ, развитие и отбор. В итоге находится максимально эффективное и часто нетривиальное решение задачи.

 

Модификации процедуры проведения мозгового штурма

 

1.Метод индивидуального мозгового штурма

Все роли (фасилитатора, фиксатора, генератора и оценщика идей) выполняет один человек. Длительность сеанса - 3-10 минут. Фиксация с помощью ручки, ПК или (самое эффективное) - диктофон. Оценка идей должна быть отложена. Помогает проведение разминки. Недостаток - отсутствие синергического эффекта. Преимущество - оперативность и экономия на людях.

 

2.Письменный мозговой штурм.

Используется, прежде всего, при географической разобщенности участников, следовательно, возможность набрать специалистов экстра-класса. Недостатки - отсутствие синергического эффекта, продолжительность процесса.

 

3.Метод прямого мозгового штурма.

В отличие от классического метода мозгового штурма процесс формулировки проблемы (целей, ограничений и т.д.) проходит также с помощью метода мозгового штурма, причем с тем же самым составом участников.

 

4.Метод массового мозгового штурма

Используется для решения глобальных проблем. Создается компетентная группа, которая разбивает исходную задачу на части. Затем отдельно по каждому блоку проводится метод мозгового штурма. Следующий этап - сбор руководителей групп и обсуждение всех идей.

 

5.Метод двойного (парного) мозгового штурма

Введение критики идей. Этапы: прямой мозговой штурм, обсуждение, продолжение выдвижения идей.

 

6.Метод мозгового штурма с оценкой идей

Это объединение двойного, индивидуального и обратного метода. Используется для решения сверхсрочных проблем. Высокие требования к участникам: квалификация, собранность, умение участвовать в методе мозгового штурма. Этапы: генерация идей, ознакомление всех участников с вариантами идей и комментариями и самостоятельная оценка вариантов, выбор нескольких (3-5) лучших вариантов с указанием их достоинств и недостатков, обсуждение с мини-штурмами, сужение списка лучших вариантов с уточнением достоинств и недостатков, индивидуальные презентации лучших вариантов и их коллективное ранжирование. Недостатки: нагрузочность, конфликтность. Достоинства: снятие эффекта «единого мозга», возможность организовать конструктивную критику.

 

7.Обратный мозговой штурм.

Используется при реализации проектов, состоящих из многих этапов (элементов). В случае неудачи одного этапа - срыв всего процесса. Следовательно, самое важное - убедиться в верности каждого элемента. Цель мозгового штурма - максимальное выявление всех недостатков. Этапы: составление списка существующих, потенциальных и возможных в будущем недостатков с помощью мозгового штурма; их ранжирование.

 

8.Метод корабельного совета.

 

Высказывания проводятся в соответствии с иерархией. Недостатки: при возникновении идеи после своей очереди ее нельзя высказать.

 

9.Метод конференции идей.

 

Это метод мозгового штурма, но более непринужденная обстановка, например, круглый стол.

 

План лекції:

1. Визначення основних понять і термінів дисципліни. Мета, об’єкт, предмет, завдання.

2. Історія урбанізації.

3. Процес урбанізації та її суть.

4. Міське господарство.

 

1. Вступ до дисципліни. Визначення основних понять і термінів

 

Урбоекологія– наука про закономірності взаємодії містобудування з природним середовищем на різних просторових рівнях і оптимізації такої взаємодії містобудівними засобами.

Урбоекосистема– це природно-територіальний комплекс (геокомплекс) зі всією його ієрархічною структурою – від ландшафту до фації, який знаходиться під безпосереднім впливом (минулим, сучасним, майбутнім) міста.

Навколишнє середовище– це все, що оточує людину, враховуючи природне середовище, штучно створені людиною матеріальні компоненти, явища і процеси, а також соціально-економічні компоненти в їхньому історичному розвитку.

Навколишнє природне середовище– більш вузьке поняття, ніж оточуюче середовище взагалі. Це – частина навколишнього середовища, що враховує існуючі на землі та в її оточенні природні (російською: естественные) матеріальні тіла, фізичні, хімічні та біологічні явища і процеси, тобто сукупність суто природних і природно-антропогенних факторів, що безпосередньо впливають на рівень життя населення.

Міське середовищеяк складова частина навколишнього середовища є одним з матеріальних результатів діяльності людей в процесі їхньої взаємодії з природою. Це поняття комплексне, яке враховує не тільки зовнішнє середовище (природне середовище), яке оточує місто (водний і повітряний басейни, ґрунтово-рослинний покрив тощо), але й все, що утворює матеріальну структуру міста – починаючи з елементарних чарунок внутрішнього простору будівель до величезних територій житлових, планувальних та промислових районів міста. Входять в це поняття і різноманітні антропогенні фактори, що виникають у результаті господарської діяльності людини (шум, вібрація, загазованість тощо) [1].

Охорона природи – це система заходів, спрямованих на підтримання такої взаємодії між людиною і навколишнім середовищем, яка забезпечує збереження, відновлення і раціональне використання природних ресурсів і недопущення шкідливого впливу діяльності суспільства на природу і здоров’я людини.

Охорона і поліпшення оточуючого людину середовища– комплекс заходів щодо охорони і оптимізації природних і антропогенних факторів, що безпосередньо впливають на збереження і розвиток здоров’я людей (населення). При цьому під здоров’ям мається на увазі повне розкриття фізичних і духовних здібностей людини з урахуванням зростання і змін потреб суспільства.

Охорона природного середовища міста– комплекс заходів щодо збереження, раціонального використання і відтворення природних комплексів. При цьому зміни природного середовища (відхід від природного (рос.: естественного), первісного стану) не завжди є погіршенням.

Наука про охорону природи – це комплекс наукових знань про охорону природи і раціональне природокористування, про стан і прогнозування розвитку екосистем різних ієрархічних рівнів, про управління природними системами.

 

Природні компоненти міста називаються урбоекосистемою.

Місто – це відкрита система, елементи якої пов’язані між собою та оточуючим середовищем, потоками енергії, речовини та інформації.

Місто споживає ресурси енергії у вигляді викопного палива, продуктів харчування та води, поглинає нових мешканців міста та є результатом виробництва матеріальних і духовних благ. На виході з міста є тверді, рідкі та газоподібні відходи, що порушують екологію і клімат.

До складу урбогеосоціосистеми входить урбоекосистема, технічна і соціальна система.

Урбоекосистема – видозмінена під впливом людини природна система.

Соціальна система – це диференційована сукупність людей (соціосфера).

Урбоекологія вивчає екологічні проблеми міста і формує оптимальні шляхи їх рішення.

Об’єкт вивчення урбоекології є урбогеосоціосистема в її сукупності, а також окремі компоненти біотичного і абіотичного міського середовища.

Предмет дослідження урбоекології є стан і прогнозування шляхів розвитку урбогеосоціосистеми і її окремих компонентів, вплив міського середовища на прилеглі території міста і на урбогеосистеми.

Завдання урбоекології – вивчення масштабів антропогенного впливу на урбогеосоціосистему; визначення допустимого рівня такого впливу, розробка заходів, що підтримують допустимий рівень і прогнозування максимально можливих наслідків цього впливу, прогнозування засобів захисту.