ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РЕФОРМЫ ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XVIII В.
Э2
ЭО V.
тельственным Синодом). С 1722 г. контроль за деятельностью Синода был возложен на светского чиновника.
В 1762 г. создается специальная комиссия, распоряжавшаяся всем церковным имуществом, проводится отмена торговых привилегий духовенства. В 1764 г. на Коллегию Экономии возлагались все обязанности по управлению церковными имениями и контроль за их доходами. С 1786 г. управление церковными землями окончательно перешло к органам, ведавшим государственным имуществом.
Попытки секуляризации церковных земель, начавшиеся еще в конце XVI в., продолжались и в начале XVIII в. Подвергались секуляризации вотчины патриарха, монастыри облагались значительными податями. В 1701 г. был учрежден Монастырский приказ, ведавший церковным управлением, однако почти полный государственный контроль над церковью был установлен только после учреждения Синода как органа государственного отраслевого управления церковными делами (1721 г.). Решающим актом секуляризации церковных земель стал Указ 1764 г., лишивший церковь всех вотчин и переведший монастыри и епархии на штатные оклады. Крестьяне, принадлежавшие ранее церкви, переводились в положение государственных. Была восстановлена ликвидированная в ходе реформы Коллегия Экономии, и к ней приписаны все эти крестьяне — около восьмисот тысяч человек. За монастырями и архиерейскими домами оставались незначительные земельные наделы (несколько увеличенные в 1797 г.). В 1778 г. были утверждены новые приходские штаты, и в 1784 г. был проведен «разбор», в результате которого всем безместным священникам и детям священников предлагалось по выбору поступать в купечество, в цехи, в крестьянство или на военную службу. Предоставлялось право перехода из духовного сословия в любое другое. Духовенство становилось открытым сословием.
Традиционно духовенство делилось на черное (монастырское) и белое (приходское). Черное духовенство не было наследственным и не входило в сословие. В 1667 г. Московский Собор принял решение о запрете постригать в монашество молодых и женатых людей. Духовный регламент 1721 г. устанавливал возрастные критерии и обязательное согласие начальства для желающих принять постриг.
В>сударство и право Российской империи в период абсолютизма 131
В 1723 г. поступление в монашество запрещалось вовсе, однако в 1725 г. этот запрет отменяется, а решение вопроса в каждом отдельном случае передавалось на усмотрение Синода. С 1739 г. было разрешено постригать в монахи священников-вдовцов, отставных солдат и дьяков, с 1778 г. было запрещено постригать несовершеннолетних.
Белое духовенство состояло из священнослужителей (священников или дьяконов) и церковнослужителей (дьячков и пономарей). Дети духовенства были обязаны поступать в духовные училища, в противном случае они шли в солдаты. С 1737 г. детям духовенства было разрешено выставлять вместо себя рекрутов. Духовные школы курировались архиерейскими домами, монастырями и Синодом.
С 1722 г. духовенство становится наследственным. В 1766 и 1769 гг. был подтвержден запрет лицам податных сословий вступать в духовное звание. Выход из сословия разрешался вдовым священникам, поступившим в гражданскую службу, цехи или гильдии (1767 г.). В 1797 г. детям монахов и священников, вышедших из черносотенного крестьянства, разрешалось поступать на службу в губернские учреждения. Дети, не обучавшиеся в духовных семинариях, с 1784 г. могли свободно выбирать профессию, все же семинаристы были обязаны идти в духовное звание.
Духовенство было неподатным сословием (церковнослужителями уплачивалась подушная подать и рекрутский налог). Лишь в начале XVIII в. по «разбору»на военную службу призывались некоторые категории священнослужителей и их дети. В 1769 г. Сенат особым указом усилил ответственность за обиды и притеснения, чинимые духовенству. Последнее освобождалось от телесных наказаний, их гражданские иски в светских судах рассматривались в обязательном присутствии представителей от духовенства.
Вместе с тем указ 1698 г. запрещал духовенству заниматься торговлей и промыслами, вступать в подряды и откупа, закреплять за собой крестьян, приобретать населенные имения.
5*
Характерным для абсолютизма является стремление рационально регламентировать правовое положение каждого из существующих сословий. Такое вмешательство могло носить как политический, так и правовой характер. Законодатель стремился определять правовой статус каждой социальной группы и регулировать ее социальные действия.
Правовой статус дворянства был существенно изменен принятием Указа о единонаследии 1714 г. Этот акт имел несколько последствий:
1. Юридическое слияние таких форм земельной собственности, как вотчина и поместье, привело к возникновению единого понятия «недвижимость». На ее основе произошла консолидация сословия. Появление этого понятия привело к выработке более точной юридической техники, разработке правомочий собственника, стабилизации обязательственных отношений.
2. Установление института майората — наследования недвижимости только одним старшим сыном, не свойственного русскому праву, целью которого было сохранение от раздробления земельной дворянской собственности. Реализация нового принципа приводила, однако, к появлению значительных групп безземельного дворянства, вынужденного устраиваться на службу по военной или гражданской линии. Это положение Указа вызвало наибольшее недовольство со стороны дворян (оно было упразднено уже в 1731 г.).
3. Превратив поместье в наследственное землевладение, Указ вместе с тем нашел новый способ привязать дворянство к государственной службе — ограничение наследования заставляло его представителей служить за жалованье. Очень быстро стали формироваться многочисленный бюрократический аппарат и профессиональный офицерский корпус.
Логическим продолжением Указа о единонаследии стала Табель о рангах (1722 г.). Ее принятие свидетельствовало о ряде новых обстоятельств:
1. Бюрократическое начало в формировании государственного аппарата, несомненно, победило начало аристокра-