Структура ИТУ
Положительные и отрицательные воздействия информационных систем
Выгоды от использования информационных систем | Негативные последствия |
Информационные системы могут выполнять расчеты и обрабатывать документы гораздо быстрее людей | Автоматизация операций, требующих ручного труда, приводит к сокращению рабочих мест |
Помагают узнавать больше о тенденциях рынка и предпочтениях покупателей | Позволяют собирать персональные данные о людях, нарушающие их право на конфиденциальность личной жизни |
Предоставляют в распоряжение компаний новые сервиса, например, автоматические кассы, телефонные системы и компьютерные терминалу в аэропортах | У постоянных пользователей информационных систем могут возникать периодически недомогания, стрессы и другие проблемы со здоровьем |
Дают возможность использовать новые методы в медицине | Интернет может использоваться для распространения пиратских копий программного обеспечения, книг, статей и другой интеллектуальной собственности |
В процессе создания и в ходе функционирования ИТУ выделяют организационную и функциональную структуру.
Организационная структура ИТУ определяется наличием подразделений разного уровня – отделов, подотделов, цехов, участков и др., и их взаимным административным подчинением.
Функциональной структурой называют структуру, элементами которой являются подсистемы, реализующие функции автоматизированной информационной технологии управления или их части, а связи между элементами – потоки информации, циркулирующей между ними при функционировании.
В структуре систем административно - организационного управления принято выделять подсистемы по функциональному признаку. Это позволяет четко выделять комплексы задач в подсистемах в соответствии с определенной функцией управления. В этих системах функциональная и организационные структуры часто во многом совпадают.
Любая ИТУ состоит из нескольких частей:
· общесистемной части, содержащей общее описание и обоснование решений, принятых в проекте ИТУ;
· функциональной части, реализующей функциональные подсистемы (например, подсистема оперативного планирования, бухгалтерского учета, технологической подготовки производства, учета кадров, табельного учета, материально технического обеспечения и т.д.);
· обеспечивающей части, которая необходима для успешной работы функциональных подсистем.
В обеспечивающей части различают следующие виды обеспечения:
· аппаратное (техническое) обеспечение – комплекс технических средств, применяемых для функционирования автоматизированной информационной технологии управления;
· математическое обеспечение – совокупность используемых экономико–математических методов, моделей и алгоритмов;
· программное обеспечение – совокупность общесистемного и прикладного программного обеспечения.
Общесистемное программное обеспечение включает операционные системы, трансляторы, утилиты, базы данных и т.п.
Прикладное программное обеспечение включает приложения(прикладные программы), реализующие функциональные запросы пользователей и различного рода описания (пользователя, оператора, программиста и т.д.), позволяющие успешно пользоваться программным обеспечением.
Информационное обеспечение – совокупность реализованных решений по объемам, размещению и формам организации информации, циркулирующей в системе управления при ее функционировании. Оно включает нормативно – справочную информацию, необходимые классификаторы экономической информации, унифицированные документы, массивы данных, контрольные примеры, используемые при решении задач управления.
Организационно – методическое обеспечение - это совокупность документов, регламентирующих деятельность персонала в условиях функционирования системы управления. Оно предназначено для описания изменений организационной структуры управления объектом, связанных с созданием ИТУ (схема организационной структуры, описание организационной структуры); для описания действий персонала по обеспечению функционирования ИТУ (технологическая инструкция, инструкция по эксплуатации); для установления функций, прав и обязанностей должностных лиц по обеспечению функционирования ИТУ (должностная инструкция).
Лингвистическое обеспечение - совокупность информационных языков, методов индексирования, а также лингвистической базы (словарей, тезаурусов, рубрикаторов) и методов ее ведения.
Правовое обеспечение – совокупность правовых норм, регламентирующих правоотношения при функционировании ИТУ и юридический статус результатов ее функционирования.
Классификация ИТУ.
По степени охвата задач управления ИТУ подразделяются на следующие группы:
· электронная обработка данных;
· автоматизация функций управления;
· поддержка принятия решений;
· электронный офис;
· экспертная поддержка.
По классу реализуемых технологических операций АИТУ можно разделить на:
· работа с текстовым редактором;
· работа с табличным процессором;
· работа с СУБД;
· работа с графическими объектами;
· мультимедийные системы;
· гипертекстовые системы.
По типу пользовательского интерфейса все автоматизированные информационные технологии делятся на:
· пакетные (централизованная обработка);
· диалоговые;
· сетевые (многопользовательские).
По способу построения сети все АИТУ можно разделить на :
· локальные;
· многоуровневые;
· распределенные.
По обслуживаемым предметным областям все информационные автоматизированные) технологии подразделяются на:
· АИТУ бухгалтерского учета;
· АИТУ банковской деятельности;
· АИТУ налоговой деятельности;
· АИТУ страховой деятельности и т.д.