Предпосылки быстрого развития информационных технологий
До недавнего времени информация не считалась важнейшим активом для компании. Процесс управления деятельностью организации в большой степени зависел от персонального воздействия первых лиц компаний без обширного процесса координации усилий менеджеров и анализа данных. Деловые решения принимались первыми лицами компаний чаще всего на основе опыта и интуиции, и лишь в небольшом числе случаев - на основе специально подготовленной информации, содержащей варианты решений и оценку вероятности их осуществимости. Лишь мощные компании могли позволить себе иметь аналитические центры, готовившие материал для принятия решений. Развитие вычислительной техники кардинально изменило окружающую среду бизнеса. На рис. 3.1 показаны главные предпосылки развития ИТ, основанные на компьютерных и телекоммуникационных технологиях.
Рис. 3.1. Предпосылки развития ИТ
Глобализация и интегрированное развитие индустриальных экономик значительно расширяет возможности бизнеса. Информационные технологии и информационные системы (ИТ/ИС) обеспечивают мобильный доступ и аналитическую мощь, которые удовлетворяют потребности в проведении торговли и руководстве предприятиями в масштабе стран и континентов. Это создает угрозы национальным и региональным фирмам: глобальная связь и системы управления доставляют потребителю информацию о предложениях, качестве и ценах и позволяют совершать сделки и заказы в течение 24 часов в сутки в любом месте, где есть доступ в сеть.
В табл. 3.1 приведены основополагающие факторы, необратимо изменившие к концу ХХ века деловую среду.
Таблица 3.1 | ||
Глобализация | Преобразование индустриальных экономик | Преобразование предприятия |
Управление и контроль в глобальном масштабе | Экономика, основанная на знаниях и информации | Неформальные цели и обязательства |
Конкуренция и взаимодействие на мировых рынках | Стратегическая ценность информации | Децентрализация и гибкость |
Глобальные системы доставки информации | Знания как основа производительности и качества | Локальная независимость |
Распределенная групповая работа | Новые изделия и услуги | Расширение полномочий |
Международные соглашения и стандарты | Конкуренция, основанная на скорости принятия оптимального решения | Снижение стоимости сделок за счет информационного маркетинга |
Расширение базы знаний персонала | Смещение фокуса с технологии на потребителя |
Таким образом, мировой рынок становится открытым, ни одна из фирм не может чувствовать себя в безопасности. Чтобы стать эффективным участником этого рынка, компании нуждаются в мощной информационной поддержке и современных системах связи.