Учебники географии, их функции

Учебник - комплексное средство обучения и воспитания учащихся. В нем раскрываются определенная система и объем географических знаний, отражающих требования программы. В учебно-воспитательном процессе по географии учебник используется на разных этапах обучения.

Эффективность обучения по предмету во многом зависит от того, насколько хорошо школьники умеют работать с учебником, усваивать содержащийся в нем материал. Доступный и хорошо воспринимаемый учащимися учебник способствует также формированию у них устойчивого интереса к предмету.

Важнейшее требование к школьным учебникам - обеспечение полного соответствия программе по объему материала, уровню раскрытия, сложности, по развитию умений и навыков школьников.

Достоинством действующих учебников географии является наличие большого иллюстративного материала, отобранного и увязанного с текстом. Наличие в учебниках географии словарей терминов и работа с ними обеспечивает более глубокое и прочное усвоение учебного материала. В то же время пользование этим компонентом учебника способствует формированию важных общеучебных умений - работать с текстом и дополнительной литературой.

В современных учебниках географии усилено внимание к управлению познавательной деятельностью школьников: помещены инструкции «Как пользоваться учебником», даны приемы учебной работы.

Учебник содержит:

Учебный текст Внетекстовые материалы
Теория Описания Пояснения Объяснения Словарь терминов Методология Примечания Иллюстрации Вопросы и задания Карты Схемы Таблицы Оглавление Аппарат ориентировки и организации усвоения

 

РАБОТА С УЧЕБНИКОМ ГЕОГРАФИИ.

ПРИЕМЫ РАБОТЫ С УЧЕБНИКОМ ГЕОГРАФИИ.

Выделяют три уровня работы с текстом – познавательный (усвоение), аналитический (критика), творческий (созидание нового). Учащиеся чаще всего работают на познавательном уровне.

А.Е.Бибик выделяет следующие виды:

- Работа с текстом,

- Работа по вопросам и заданиям,

- Работа с иллюстрациями,

- Работа со статистикой.

До сих пор существует мнение, что работа с учебником – это, прежде всего, работа с текстом и текстовыми компонентами. По отношению к учебникам географии это не верно, поскольку специфика географических текстов заключается в том, что их трудно понять и правильно оценить без опоры на карту, без привлечения статистических материалов. Поэтому, выделяя приемы работы с учебником географии, следует учитывать их особый характер и рассматривать не только работу с отдельными компонентами учебника, но и в сочетании.

1. Большая часть приемов работы с учебником используется на протяжении всех курсов географии.

2. В 6 классе учащиеся лишь знакомятся с приемами. Самостоятельно применять их могут далеко не все, поэтому уровень самостоятельного применения их начинается в более старших классах.

3. В содержании приемов работы с отдельными компонентами текста, можно выделить определенные виды деятельности, обусловленные общими закономерностями познания - простое описание (иллюстрация), выделение главного, анализ, доказательство и т. д.

При всем разнообразии приемов работы с учебником существуют общие правила работы:

- знакомство с учебником;

- обучение приемам работы с учебником с учетом уровня предшествующей подготовки учащихся по географии и другим предметам;

- этапность в обучении приемам работы с учебником;

- обучение приемам работы с различными компонентами учебника: с каждым в отдельности и в сочетании.

Знакомство школьников с учебником целесообразно проводить на первых уроках. Основная работа заключается в подробном объяснении учителем особенностей построения данного учебника, его структуры, всех его компонентов (текстовых и внетекстовых).

Обучение школьников приемам работы с учебником проводится поэтапно: первый этап - введение приема; второй этап - усвоение приема с обязательным осознанием его состава и закрепление; третий этап - самостоятельное применение приема в условиях новых учебных задач.

Приёмы работы с текстом:

1. Объяснительное чтение. Цель – получение новых знаний, навыков сознательного чтения. Характерно для 6-8 классов. Учитель комментирует каждый абзац прочитанного с показом объектов по карте, записью новых терминов на доске. Дополняет учеников, демонстрирует наглядность. Особое внимание уделяется причинно-следственным связям. Н.Н.Баранский рекомендовал данный приём для курса экономической географии.

2. Выборочное чтение текста с целью отбора материала по заданию. Цель – приучение вести самостоятельную работу. (Например – найти понятие, ответ на вопрос, объяснение явления, установить зависимость, сделать вывод…).

3. Сознательное чтение. Цель – развитие географического и логического мышления. (Например – составление плана &, конспекта &, ЛОС …).

Суть работы:

- Выделить главное,

- Сделать выводы,

- Сравнить, проанализировать,

- Выделить причинно-следственные связи,

- Отметить характерное,

- Установить последовательность явлений…

Особенно важны приёмы сравнения. Для комплексного описания даётся план сравнения.

Работа по вопросам и заданиям учебника.

1. Вопросы и задания, направленные на работу с внетекстовыми компонентами учебника. Направлены на формирование практических навыков – построить, сравнить, описать, выделить, сосчитать, выписать…

2. Вопросы и задания, направленные на понимание географических понятий и закономерностей, на их применение при изучении географии.

- Выделение географических объектов и явлений,

- Создание классификаций и систем объектов и явлений,

- Установление причинно-следственных связей между объектами и явлениями, сравнение,

- Выделение характерных признаков,

- Характеристика объектов,

- Доказательство географических закономерностей,

- Обобщение и оценка природных условий, экономического развития.

3. Вопросы и задания на основе наблюдений и исследований.

Работа с иллюстрациями.

Достоинства:

- Наглядная опора мышления,

- Наличие у каждого учащегося на уроке и дома,

- Вопросы и задания под рисунком направляют и активизируют познавательную деятельность учащихся. Учитель дополняет задания, организует работу с рисунками.

- Имеют эстетическое воспитательное значение.

+ работа с текстовыми картами, картосхемами и схемами.

Работа с учебником дома.

Специфика по А.В.Даринскому:

1. Домашнее задание не должно быть слишком объёмным,

2. Кроме указания страниц давайте конкретные вопросы, т. к. к учебнике много фактического материала,

3. Кроме вопросов на запоминание и пересказ должны быть вопросы на сравнение, анализ, объяснение, доказательство…

4. Сопровождайте задание работой с атласом,

5. Давайте инструкцию.

Работа с дополнительной литературой:

Используется для привития познавательного интереса, расширения географического кругозора, развития положительной мотивации. Формы – доклады, рефераты, сообщения, географические сочинения, рецензии на книгу, фильм, подготовка занимательных заданий, работа с периодикой в старших классах (мониторинг, демонстрации, информации, подборки литературы…).