Исторические этапы развития позитивизма
Информационное общество, как как постиндустриальное общество
Сциентизм и антисциентизм
Является основным направлением современной философии.
Сциентизм( в широком смысле) абсолютизирует научно технический прогресс, как средство решения всех социальных проблем.
Сциентизм(в узком) абсолютизирует научный характер философской деятельности
Антисциентизм( в широком) абсолютизирует отрицательные последствия научно технического прогресса
Антисциентизм( в узком) отрицается научных характер философствования
1 этап сциентизм в 30-40 гг 20 века появляется в виде технократической концепции
Суть – главная сила исторического процесса объявляется не пролетариат, а менеджер
Характерные черты постиндустриального общества
1. главной движущей силой общественного развития объявляется ученый эксперт
2. более половины ВВП обеспечивается за счет сферы не производства, а засчет сферы услуг
3. главным и специфическим продуктом становится информация
Особенность информации, как продукта:
1. не исчезает при потреблении
2. не исчезает при обмене
3. представляет ценность в виденекой системы
4. ценность информации возрастает с добавлением новой
Проблемы:
1. Все более опосредованный характер информации.информацию полученную опосредственно принимают за истину
2. ненадежность механических носителей информации ( поломка компьютера, перебои электроэнергии и т.д.)
3. все большее развитие вирусных программ
4. те психологические сложности и проблемы, кот выявляются на стыке человек – машина
1.наркотическое привыкание к компьютеру
2. замена натурального общества общением с компьютером
3. психологические исследования показали, что дети меняют сообразительности, любознательность, но получают быструю действенность
Позитивизм возникает в 30 гг 19 века
Основные представители: Огюст Кант и Г. Спенсер
Позитивизм возникает на волне борьбы с Гегелевской философией
Кант поставил задачу превратить философию в специальную науку со специальными предметами и методами.
Начало 19 века – диффиринциация науки
Термин позитивизм возникает из открытия трех стадий развитий человеческих мышлений:
1. теологическая(средние века)
2. метафизическая(новое время)
3. позитивная
примеры классификации:
математика, механика, физика, химия, биология, социология
Канту не удается избежать греха метафизики. Стремление разобраться с проблемой родов ощущается в сознании
Предмет философии очищение опыта, чистый опыт – опыт без субъекта.
Мир состоит из ничьих ощущений. Ощущение – АРХЭ
3 основные концепции 2 этапа:
1. теория очищение опыта ( наш опыт загрязняет различное постороннее представление. Делится на две группы загрязнителей:
1.этические, эстетические
2. антропоморфные (наше представление о якобы существующих в нас чувствующих и действующих я; представление о том, что различные физические движение порождены нашими эмоциями; представление форм сознания априорных нейтральных элементах опыта: физический, психологический)
К концу жизни Мах сказал о некоторой границы между физическими и психологическими элементами. Данное понимание вещей не было решено грехом метафизики. В рамках этой концепции создается теория интроекции. Мы приписываем другому человеку различные мысли называя это внутренним миром.
Принцип экономии мышления определяет выражение требований пустоты и непротиворечивости. И здесь не удается избегать греха метофизики.
Не смотря на все старания и 2 этапа не удовлетворительно решает проблему.
В 20 гг 20 века наступает третий этап развития позитивизма – неопозитивизм.
Основные центры и представители: - венский кружок
6. основные особенности философии эмпириокритицизма Эмпириокретицихм от греч. empeiria — опыт и критика) (махизм), философское течение, основано Р. Авенариусом и Э. Махом; форма позитивизма кон. 19 — нач. 20 в.Позитивизм как философское направление прошел в своем развитии три основных стадии, после чего на смену позитивизму пришел постпозитивизм — одно из наиболее авторитетных течений философии конца XX–начала XXI. Итак, как уже было отмечено, позитивизм на втором этапе своего развития получил название "эмпириокритицизм" ("критическое исследование опыта"), или "махизм", — по имени его основоположника и виднейшего австрийского физика и философа Э. Маха (1838–1916). Аналогичные идеи были практически одновременно выдвинуты швейцарским философом Р. Авенариусом (1843–1896). Появление и популярность эмпириокритицизма связаны с рядом проблем, обнаружившихся с ростом естественных наук. Бурное развитие в XIX в. химии, биологии, физиологии и т.д. привело к тому, что прежняя "объяснительная модель" утратила свой универсальный характер: невозможным оказалось объяснить все химические, биологические и прочие явления как движения атомов по законам механики. Требовалась новая научная методология, способная объяснить мир.Особое влияние на становление эмпириокритицизма оказал "кризис в физике" на рубеже XIX–XX вв. К этому времени был сделан ряд открытий, которые не "вписывались" в прежнюю ньютоно–картезианскую картину мира и даже противоречили ей. Эмпириокритицизм преодолел кризис в физике за счет того, что объяснительная часть науки была вообще объявлена "ненаучной". Вообще, онтология эмпириокритицизма тоже несет на себе следы "картезианского импульса", коим была заряжена вся европейская философия, начиная с нового времени: ведь эмпириокритицизм — не что иное, как разновидность самоанализа познающего субъекта. Для большинства естествоиспытателей и многих философов понятие "физическая реальность" стало синонимом понятия "подлинный мир, как он есть сам по себе". Однако не кто иной, как Мах, выдающийся физик, в своих философских трудах подверг критике эту установку. эмпириокритицизм можно определить как субъективно–идеалистическое течение, форма позитивизма на втором этапе его развития. Основоположники "второго позитивизма" Мах и Авенариус разделяют идею об упразднении старой метафизики, об изменении положения философии в культуре. Однако в отличие от позитивистов "первой волны", которые считали, что философия должна заниматься созданием единой картины мира и классификацией наук, эмпириокритики видели задачу философии в установлении принципов упорядоченности явлений в сознании исследователя.
7. Конвенционализм Анри Пуанкаре.
В своей работе 1905 года « ценность науки» указывает, что новые открытия физики подрывают ряд основных научных принципов
1. броуновской движение опровергает цикл Карно(движение без потерь)
2. подвергнуто сомнению в результате Марте и Майкельсона классового понимания принципа относительности
3. подвергнут сомнению 3ий закон Ньютона
4. подвергнут сомнению закон сохранения массы и закон сохранения энергии в связи с внутриядерными процессами
Вывод: не возможна реальность, которая не была бы зависимо от сознания человека
Законы науки – конвенция – соглашение сообщества ученых
Конвенция – не основана на чувствах разума
В итоге в 1932 г Геруа, наука – разновидность религии
Реальность – то что научные теории следует именовать научными гипотезами которые сменяют друг друга в ходе развития самой науки