ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ В ОТРАСЛИ СВЯЗИ
Планирование
Планирование – одна из основных функций системы управления экономикой страны.
Планирование – процесс разработки количественных, качественных показателей деятельности развития предприятия (отрасли) и мероприятий по их достижению с учетом условий рыночной экономики. Процессу планирования предшествует всегда анализ рынка и возможностей предприятия, исходя из которых, устанавливается кто, что и когда должен делать.
Цель планирования – ликвидировать негативное влияние изменение среды на предприятии, в котором оно пребывает. Переход к рыночной экономики обуславливает самостоятельное осуществление предприятиями всего комплекса плановой работы. В отличие от жесткого директивного планирования в условиях командно-административной экономики, планы предприятий имеют рекомендательный характер и ориентированы на удовлетворение предприятиями потребностей потребителей в разнообразных видах продукции либо услуг.
Однако наряду с широкими правами и возможностями, в условиях ринка предприятия несут ответственность за результаты своей работы, они должны постоянно следить за изменениями рыночной коньюктуры, а также просчитывать вероятный риск.
Основными принципами планирования являются:
· Правильное обоснование, выбор цели и конечных результатов работы предприятия
· Оптимальность использования ресурсов
· Системность
· Беспрерывность
· Сбалансированность
· Научность
· Мобильность
· Адекватность
· Реальность.
Эти принципы могут стать основными и для планирования в отрасли связи, так как
последнее время создаются условия для реализации конкуренции в предоставлении услуг связи.
Методы планирования- это способы установления плановых показателей. К методам планирования предъявляются определенные требования. Они должны быть адекватными к внешним условиям рынка, учитывать разнообразие путей достижения основной цели предприятия – максимизации прибыли, должны отличаться в зависимости от вида плана, который разрабатывается.
К методам планирования можно отнести:
1. Ресурсный - используется при монопольном положении предприятия на рынке или слабой конкуренции; плановые показатели устанавливаются , исходя из ресурсных возможностей предприятия.
2. Статистический - показатели устанавливаются с использованием среднестатистических величин по статистическим данным прошедших периодов.
3. Факторный – влияние разнообразных технико-экономических факторов определяет величину планового показателя.
4. Балансовый – заключается в использовании плановых счетах систем таблиц-балансов, в которых отображаются потребности предприятия в определенных видах ресурсов и определение вероятных источников их покрытия.
5. Экономико - математический – осуществляется оптимизация плана предприятия с помощью математической зависимости и принятого критерия оптимизации.
6. Графоаналитический – применение графиков и диаграмм при нахождении определенных показателей.
В практике функционирования предприятий связи сложилась определенная система планирования, которая состоит в разработки и согласовании планов разных видов, как стратегических так и тактических.
Основными задачами планирования в отрасли связи являются: обеспечение всемерного развития средств связи в целях наиболее полного удовлетворения в услугах связи государства и населения; повышению конкурентоспособности услуг связи; повышению культуры и качества обслуживания; улучшению использования трудовых, материальных и денежных ресурсов; проведение единой технической политики, внедрению новейших достижений науки и техники.
Прогнозирование
Прогнозирование – это процесс предопределения будущего состояния предприятия, его внутренней и внешней среды, а также возможных сроков и способов достижения ожидаемых количественных и качественных результатов.
Важность прогнозирования в условиях рынка состоит в том, что во-первых, рыночно-ориентированое государство отличается колебанием рыночной коньюктуры и необходимостью эти колебания предусмотреть и проанализировать, в этих условиях при разработки стратегических программ присутствует высокая степень неопределенности и можно прогнозировать лишь отдельные показатели.
Суть прогнозирования состоит в научном предопределении состояния объекта прогнозирования, в основе которого лежит либо анализ тенденций его развития на будущий период, либо использование нормативных расчетов.
Методы прогнозирования подразделяются на следующие группы:
1. Фактографические методы – основываются на использовании фактических данных, которые характеризуют изменения в процессе прогнозирования.
Основные в этой группе:
- метод экстраполяции, базируется на расширении закономерностей развития объекта в прошедшем периоде;
- корреляционных и регрессионных моделей: устанавливает статистическую зависимость между результирующими показателями и переменными факторами с помощью математических формул;
- метод функций: математико-статистический метод прогнозирования.
2. Эвристические методы прогнозирования предполагают разработку прогнозов с использованием логических приемов, правил и методов исследований.
К этой группе относятся:
- метод экспертных оценок: подразделяется на индивидуальные и коллективные. К индивидуальным экспертным оценкам относятся методы разработки сценариев, интервью, аналитических докладных записок; к коллективным экспертным оценкам отнесены метод Дельфи (анкетный опрос специалистов в определенной отрасли), «мозговых атак» (коллективное предложение идеи в результате проведенной дискуссии), круглого стола.
- метод оптимизации: дает возможность учесть максимально возможное количество факторов, которые влияют на конечные показатели, и выбрать окончательный вариант прогноза.
- метод «дерева целей»: используется с целью распределения основных задач на под-задачи и выяснения связи между ними.
В условиях рыночной экономики предприятия связи, особенно приватизированные (акционерные общества открытого типа) разрабатывают бизнес-планы. Бизнес-план – это комплексный плановый документ предпринимательской деятельности, в котором предусмотрены мероприятия, направленные на реализацию предпринимательской деятельности и получения прибыли.
Бизнес- план разрабатывается с целью:
1. Технико-экономичного обоснования целенаправленности создания предприятия.
2. Привлечения внешних инвесторов, в том числе иностранных.
3. Для обоснования предложения о необходимости приватизации предприятия.
Бизнес-план разрабатывают на продолжительный срок, чаще на 3-5 лет, хотя часовые рамки могут быть значительно шире.
Исходная информация для разработки бизнес-плана, на предприятии связи это:
· Информация о спросе на услугу (емкость рынка, география рынка, демографическая характеристика потенциальных потребителей);
· Производственная информация (о технологии предоставления услуги, необходимости производственных площадей, оборудования, сырья и материалов, численность и квалификационный состав персонала и т.д);
· Финансовая информация (о необходимости денежных средств для реализации проекта, источники и условия их получения).
Типовая структура бизнес-плана выглядит следующим образом:
1. Резюме
2. Проектируемые виды продукции и услуги
3. Оценка рынка сбыта
4. Конкуренция
5. Стратегия маркетинга
6. План производства
7. Организационный план
8. Юридический план
9. Оценка риска и страхования
10. Финансовый план
11. Стратегия финансирования
Вопросы по теме:
1. В чем заключается суть управления?
2. Какие инструменты управления используются в мировой практике?
3. Назовите основные функции управления?
4. Какие современные принципы управления характерны для современных экономических отношений.
5. Методы управления подразделяются на: ?
6. Дайте определение планированию?
7. Назовите основные принципы планирования.
8. К методам планирования можно отнести следующие: ..
9. Дайте определение понятию прогнозирование.
10. Что такое бизнес-план, с какой целью он разрабатывается, на какой период времени?