Соотношение приказного и спонтанного порядка в экономических системах

Для того, чтобы перейти к системе спонтанного расширенного порядка, то есть системе свободного рынка (в той форме, в которой она присутствует в смешанной экономике), нужно, во-первых, четко представлять ее сущность. В основе этой системы лежат традиции, моральные принципы и институты, выработанные и продолжающие вырабатываться человечеством в ходе исторической эволюции, саморегулирующиеся формы отношений, позволяющие людям выбирать наиболее рациональное поведение. Этот выбор производится на основе информации, порождаемой рыночным конкурентным распределением, носителем которой является ценовой сигнал. С другой стороны, свобода выбора обеспечивается пучком прав частной собственности, закрепленных и защищаемых законодательством. Эти правовые нормы и создают определенное свободное пространство для выбора деятельности любого участника рынка.

Во-вторых, необходимо определить, имеются ли реальные основы для того, чтобы общество пришло к новому состоянию, выявить степень готовности общества к трансформации.

В-третьих, на базе предварительного анализа в перечисленных выше направлениях выстроить функцию целепо-лагания, поставить стратегические и тактические задачи.

В-четвертых, выявить, рассчитать и оценить пути и способы достижения поставленных целей.

Результаты шагов, предпринятых в ходе трансформации, цена и скорость достижения поставленных задач напрямую зависят от экономического, политического и общественного состояния страны, начинающей процесс перехода к рынку. Понятно, чем лучше подготовлена платформа, база для старта, тем быстрее и легче пройдут этот путь экономика и общество. Возникает необходимость в разработке критериев оценки стартовой платформы.

Как правило, чем больше реальной демократии в экономической и политической системе допускала модель командной экономики (имеются в виду бывшие страны социалистического лагеря), тем активнее и быстрее идет процесс либерализации. Так, Чехословакия в результате проведения самой радикальной в Восточной Европе либерализации цен за 5 месяцев решила проблему регулирования инфляции, что облегчило достижение макроэкономической стабилизации (см. гл. 8). Напротив, неспособность, неготовность к полной и решительной либерализации дали противоположный результат в России, на Украине и отчасти (до 1992 г.) в Польше: раскручивание инфляционных ожиданий, углубление и расширение кризисных явлений в экономике.

Какой бы жесткой и всеобъемлющей ни была система диктата и контроля, она не в состоянии зарегулировать, учесть и проконтролировать каждую деталь, каждый момент поведения людей, собрать, переработать и обобщить рассеянную экономическую информацию (см. гл. 1), с чем относительно эффективно справляется свободный рынок.

Поэтому даже в жестких условиях тоталитарной системы неизбежно существует некоторое пространство для свободного координирования действий. Это — принцип добровольного самовозникающего сотрудничества, который, как скрытая форма спонтанной либерализации,присутствует в недрах командно-административной системы. Он может возникать легально, либо нелегально, по крайней мере, в двух вариантах: а) как случай дополнения централизованного планирования — допущение действий "по своему усмотрению"; б) как случай противодействия данной системе управления с целью компенсации ее издержек и неэффективности.

Скрытые формы спонтанной либерализации проявляются в экономическом поведении хозяйственных агентов на всех уровнях: от наемных работников до директоров предприятий и выборных партийных деятелей. Чем выше уровень, тем большей самостоятельностью (легальной и ■ нелегальной)можно было воспользоваться. Спонтанный порядок в командно-административной системе принимал, как известно, форму бюрократического рынка (см. гл. 2).

С другой стороны, наличие свободного пространства, позволяющего осуществить добровольный обмен, может оказывать корректирующее воздействие на директивную экономику, и, как пишет М. Фридмен, с его помощью "тяжелая экономическая машина будет со скрипом продвигаться вперед, и кое-где даже будет достигнут прогресс" (Фридмен и Хайек о свободе. Минск. 1990. С. 29).

Так или иначе, в любой модели организации общества присутствуют в соответствующих этой модели пропорциях два начала: административный, приказной порядок и добровольный обмен, спонтанный порядок. От степени допустимости добровольного порядка, свободного принятия решений зависит и степень готовности общества к реформаторским преобразованиям: чем выше эта степень, тем понятнее и естественнее процесс либерализации. Этот фактор является важным показателем при анализе стартовой платформы либеральных реформ, предопределяет эффективность и рациональность их проведения.