Вопрос 2. Основные гарантии и ограничения избирательных прав граждан РФ.
Под гарантиями избирательных прав граждан понимают условия и средства, обеспечивающие избирателям реальную и осознанную свободу волеизъявления. Условия – политический режим, в котором осуществляются выборы. Средства - механизм и материальные источники, обеспечивающие свободу волеизъявления избирателей.
Система гарантий избирательных прав граждан состоит из:
1. Политических:
- идеологический плюрализм;
- равенство партий и общественных объединений перед законом;
- равноправие избирателей на выборах;
- свобода предвыборной агитации;
- участие наблюдателей и контроль за ходом голосования на избирательных участках.
2. Организационных:
- запрет на членство в избирательных комиссиях любого уровня кандидатов в депутаты и находящихся в зависимости от него лиц;
- несовместимость депутатского мандата с занятием определенных должностей;
- содействие избирательным комиссиям со стороны государственных органов и ОМСУ при подготовке в проведении выборов.
3. Материальных:
Расходы по проведению выборов в РФ соответствующего уровня производятся за счет средств федерального, субъекта РФ, местного бюджета. Кроме того, партии, избирательные блоки и кандидаты в депутаты могут создавать специальные избирательные фонды, средства в которые вправе перечислять оговоренные в законе организации. Государственные СМИ должны бесплатно, на равных условиях выделять эфирное время и место в печатных изданиях кандидатам для агитации.
4. Правовых:
- право граждан на обжалование неправильностей в списке избирателей;
- неприкосновенность кандидатов в депутаты;
- признание результатов выборов недействительными при обнаружении нарушений законов о выборах;
- установление административной, уголовной и другой ответственности за нарушение избирательных прав граждан;
- право кандидатов в депутаты обжаловать в суд результаты выборов.
Все указанные гарантии избирательных прав граждан находятся во взаимной зависимости, дополняют друг друга и действуют как единый механизм.
К ограничениям активного и пассивного ИП относятся:
1) возрастной ценз. Для активного ИП – это 18 лет. При пассивном ИП устанавливаются следующие возрастные планки: минимальный возраст кандидата – 21 год на выборах в законодательные (представительные) ОГВ субъектов РФ и в ОМСУ, 30 лет – на выборах членов Совета Федерации. Кроме того, Конституция устанавливает минимальный возраст для кандидата на пост Президента РФ (ст.81) – 35 лет, для депутатов ГД – 21 год (ст.97). Федеральным избирательным законом запрещено устанавливать максимальный возраст кандидатов;
2) ценз гражданства. В российском законодательстве говорится о принадлежности права избирать и быть избранным как гражданам РФ (ст.32, 81, 97), так и в некоторых случаях иностранным гражданам. На основании международных договоров РФ и в порядке, установленном законом, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в ОМСУ. Однако в ОГВ не имеют права быть избранными граждане РФ, имеющие гражданство иностранного государство либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства;
3) ценз оседлости. В Конституции РФ установлено единственное ограничение по времени проживания на территории РФ для обладания пассивным избирательным правом – кандидат на пост Президента РФ должен проживать на территории России не менее 10 лет (ч.2 ст.81), что обусловлено совершенно оправданной необходимостью для будущего главы государства знать и понимать специфику условий жизни в стране. Кроме того, членом Совета Федерации может быть гражданин РФ, проживший не менее 10 лет в совокупности на территории субъекта РФ, органом государственной власти которого осуществляется его избрание (назначение) членом Совета Федерации. В остальных случаях федеральное законодательство запрещает устанавливать продолжительность и срок проживания гражданина на определенной территории РФ как условие приобретения им активного либо пассивного ИП;
4) ценз военной службы. Текст Конституции РФ не содержит каких-либо ограничений избирательных прав граждан, связанных с прохождением ими военной службы, однако в базовом избирательном законе указано, что военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в воинских частях, военных организациях и учреждениях, которые расположены на территории муниципального образования, не включаются в списки избирателей, участников референдума и не учитываются при определении числа избирателей, участников референдума при выборах в ОМСУ, на местном референдуме, если они не призывались из этой местности;
5) дееспособность. Не имеют права голосовать граждане, признанные судом недееспособными;
6) несвобода. Это ограничение избирательных прав также имеется во всех законодательных актах, касающихся выборов: лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда, не имеют права голосовать и быть избранными.
Кроме того, с 2007 года не имеют права быть избранными граждане РФ:
А) осужденные к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления;
Б) осужденные за совершение преступлений экстремисткой направленности, предусмотренных УК РФ, и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления;
В) подвергнутые административному наказанию за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.3 КоАП РФ (пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики), если голосование на выборах состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;
Г) в отношении которых вступившим в силу решением суда установлен факт нарушения ограничений, связанных с экстремисткой деятельностью, либо с побуждением к такой деятельности, а также обоснованию или оправданию экстремизма, если указанные нарушения либо действия совершены до дня голосования на выборах.
Д) При наличии в отношении гражданина РФ вступившего в силу решения суда о лишении его права занимать государственные и муниципальные должности в течение определенного срока этот гражданин не может быть зарегистрирован в качестве кандидата, если голосование на выборах в ОГВ, ОМСУ состоится до истечения указанного срока.
7) несовместимость. Депутаты, выборные должностные лица, работающие на постоянной основе, не вправе заниматься предпринимательской, а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности, которая при этом не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ. Ограничения, связанные со статусом депутата, выборного должностного лица, в том числе невозможностью находиться на государственной или муниципальной службе, входить в состав законодательного (представительного) ОГВ, исполнительного органа МСУ, устанавливаются Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов РФ.
Вывод по вопросу: Выборы, если они действительно свободны, - важный показатель демократии. Все вышеназванные гарантии избирательных прав граждан должны обеспечить проведение подлинно демократической избирательной кампании, они также предполагают стабильность избирательных законов.
Общим для всех ограничений избирательных прав граждан является их временный характер, например, после отмены решения суда о признании недееспособным или после отбытии наказания в виде лишения свободы гражданин вновь осуществляет все эти права, в том числе право избирать и быть избранным в полном объеме.