Средневековая философия

Если античная философия возникла и развивалась в условиях рабо­владельческого общества, то средневековая философия соответствует эпохе феодализма и хронологически охватывает V—XIV века. Философы этого времени опирались на христианство и ставили главной целью (обоснование бытия Бога.

В эволюции средневековой философии выделяют два периода:

I. Период патристики, когда на разработку философии огромное влияние оказали идеи Платона.

II. Период схоластики, в котором философские идеи во многом определялись взглядами Аристотеля.

Характерными чертами средневековой философии являются:

— теоцентризм, признающий источником всякого бытия, блага и кра­соты Бога;

— креационизм - учение о сотворении мира Богом из ничего. Бог творит мир свободно и дает начало всему чистым актом воли;

— провиденциализм — понимание истории как осуществление заранее задуманного Богом плана спасения человека;

— идея историзма, согласно которой история человечества линейна и изменяется во времени, проходя определенные этапы: жизнь в раю, гре­хопадение, страшный суд, царство Божие;

— антропологизм. Суть его в том, что человек не просто часть космоса, а Богом созданное существо, которое обладает не только душой и телом, но и духом. Это возвышает его над природой и делает причастным к Богу;

— идея веры, которая имеет познавательную ценность, но отлична от разума тем, что значима только для верующих. Именно с помощью ве­ры человек познает истины и ценности христианства;

— христианская этика, проповедующая наряду с античными ценно­стями (мудрость, справедливость, смелость и т.д.) смирение и покор­ность как фундаментальные добродетели христианства, а также веру, надежду, любовь;

— номинализм и реализм как направления средневековой философии. Реалисты полагали, что существует лишь общее, разделяя учение Плато­на об идеях. Номиналисты, наоборот, не допускали существования обще­го до вещей, признавая первичным единичное.

Ярким представителем периода патристики был Августин Блажен­ный (354—430 гг.) Основные его работы «Исповедь», «О троице», «О граде Божьем».

Философия Августина представляет собой синтез христианских догматов и идей Платона и неоплатоников.

Согласно Августину, Бог есть высшая сущность, он создал мир из ничего посредством своей воли. Он сотворил первоматерию, простран­ство и время, но сам он вне времени.

Человек у Августина имеет двойственную природу: он есть разум­ная бессмертная душа, которая пользуется бренным телом. Обладая свободой воли, человек сам выбирает между добром и злом. Именно поэтому че­ловек отвечает за зло, а добро только от Бога.

В понимании общественной жизни Августин стоит на позиции про­виденциализма (от лат. провидение), согласно которому Бог направляет историю — «все, что человек делает, делает через него Бог». Он впервые представил исторический процесс как линейный, про­тяженный во времени, и дал периодизацию истории по аналогии с ше­стью днями творения. История общества прогрессивна и движется от града земного к граду небесному.

Период схоластики представляет Фома Аквинский (1225—1274 гг.), который изложил свои философские идеи в работе «Сумма теологии».

В своем учении о мире он опирается на Аристотеля. Любая вещь есть сумма пас­сивной материи и активной формы. Чистыми формами являются душа и Бог.

В познании Ф. Аквинский выделяет три уровня: 1) познание с по­мощью чувств; 2) познание разумом; 3) познание с помощью веры. Ра­зум человека несовершенен, он не может охватить все, истины христи­анства доступны лишь вере, поэтому философия должна служить ей и доказывать с позиций разума существование Бога.

Ф. Аквинский формулирует пять доказательств бытия Бога.

Учение Ф. Аквинского было высоко оценено церковью. Томизм (от лат. - Фома) был признан официальной идеологией католицизма.

Одной из центральных проблем средневековой философии была проблема соотношения общего и единичного. Реалисты (от лат. realis — реальный, действительный) приписывали существование лишь общему, а номиналисты (от лат. потеп — имя, название) видели в универсалиях лишь название вещей.