КОНСТИТУЦИЯ США 1787 Г. и БИЛЛЬ О ПРАВАХ 1791 Г.

СТАТЬИ КОНФЕДЕРАЦИИ И ВЕЧНОГО СОЮЗА 1781 Г

Статьи Конфедерации и вечного союза (англ. Articles of Confederation and Perpetual Union) — первый конституционный документ США. Статьи Конфедерации были приняты на Втором континентальном конгрессе 15 ноября 1777 года в Йорке (Пенсильвания) и ратифицированы всеми тринадцатью штатами (последним это сделал Мэриленд 1 марта 1781 года). В Статьях Конфедерации устанавливались полномочия и органы власти Конфедерации. Согласно статьям, Конфедерация решала вопросы войны и мира, дипломатии, западных территорий, денежного обращения и государственных займов, в то время как остальные вопросы оставались за штатами.

Статьи Конфедерации были составлены на пяти страницах и состоят из преамбулы, тринадцати статей и списка подписей.

1. Название Конфедерации — «Соединённые Штаты Америки».

2. Устанавливается суверенитет штатов и гарантируются их полномочия в той части, в какой они не переданы Конфедерации.

3. Устанавливаются цели создания Конфедерации, штаты обязываются помогать друг другу.

4. Устанавливается свобода передвижения граждан штатов по Конфедерации и обязанность штатов экстрадировать преступников.

5. Принцип «один штат имеет один голос в Конгрессе» и порядок назначения делегатов в Конгресс (делегатов определяют легислатуры штатов, одно лицо не может быть делегатом более трёх из каждый шести лет).

6. Международные отношения являются исключительной компетенцией Конфедерации, штатам запрещается иметь собственные вооружённые силы (за исключением ополчения) и военный флот без разрешения Конгресса.

7. Порядок присвоения военных званий во время войны (звания ниже полковника присваивают легислатуры штатов).

8. Расходы Конфедерации оплачиваются из сборов, установленных легислатурами штатов и распределённых по штатам пропорционально стоимости земли в штатах.

9. Полномочия Конфедерации: объявление войны, стандартизация мер и весов (включая денежное обращение), рассмотрение споров между штатами.

10. Комитет штатов — орган, исполняющий обязанности правительства в перерывах между сессиями Конгресса.

11. Устанавливается порядок принятия нового члена (Канада (современная провинция Квебек) принимается по умолчанию, в остальных случаях требуется одобрение девяти штатов).

12. Подтверждение обязательств, принятых на себя Соединёнными Штатами до утверждения Статей Конфедерации.

13. Порядок изменения Статей — изменения должны быть одобрены всеми штатами.

Очень скоро стало очевидно, что полномочия правительства Конфедерации были очень ограниченными (в частности, оно не имело полномочий по налогообложению) и это ослабляло единство нового государства. Другим крупным недостатком стало равное представительство от штатов в Конгрессе Конфедерации, что вызывало недовольство больших и густонаселёных штатов. Критика Статей Конфедерации и необходимость «образования более совершенного Союза» привели к принятию в 1787 году Конституции США, которая заменила Статьи Конфедерации.

Истоки современного конституционного строя США коренятся в особенностях истории этой страны. Конституционализм в США имеет свои характерные черты и предпосылки возникновения, которые не могли не отразиться на главном законе страны - Конституции США 1787 года, первой писанной и по-настоящему научной Конституции в мире.

Рассмотрим наиболее существенные из них:

1. население США сформировалось из потомков иммигрантов из Европы, начавших переселение в Северную Америку и освоение североамериканского континента еще с конца XVI в. Коренное население Америки - индейцы - при этом сгонялись с мест своего обитания, оттеснялись в глубь континента и систематически истреблялись. Поскольку первыми переселенцами были англичане, сначала протестанты, бежавшие от преследований английской королевской власти, а затем сторонники англиканской церкви и католики, спасавшиеся от революции в Англии, то они перенесли на свою новую родину английские обычаи, традиции и англо-саксонскую систему права. США стали англоязычной страной. На западном побережье США поселялись китайцы, японцы и другие выходцы из Азии. Многонациональный и поликонфессиональный состав населения способствовал выработке демократических основ общественной и государственной жизни (равенство граждан перед законом и судом, веротерпимость). Этому способствовал и тот факт, что в США никогда не было феодализма и наследственного дворянства;

2. следующая особенность становления конституционного строя связана с образованием и развитием американской государственности. В то время как в Европе формирование институтов государственной власти шло последовательно сверху вниз и санкционировалось верховной властью европейских государств, то в британских колониях Северной Америки этот процесс протекал наоборот - снизу вверх. Первыми органами "государственного" управления на вновь осваивавшихся территориях стали созданные самими переселенцами органы местного самоуправления;

3. в ходе войны за независимость от британской короны американские колонии объявили себя штатами, т. е. независимыми государствами, и приняли свои конституции. Все эти конституции базировались на принципиальных положениях, провозглашенных в Декларации независимости от 4 июля 1776 г., сыгравшей выдающуюся роль в развитии американской демократии и конституционализма. В Декларации говорилось, что все люди созданы равными и наделены неотъемлемыми "естественными правами". И для обеспечения этих прав "люди создают правительства, справедливая власть которых основывается на согласии управляемых"

4. необходимость консолидации усилий всех штатов в ходе войны за независимость, а затем и преодоления послевоенной разрухи и усилившихся в этой связи социальных противоречий обусловили сначала образование конфедерации, а затем и объединение штатов в единое федеральное государство.

Выделим основные этапы разработки и принятия Конституции:

I. Предварительный этап:

1.Колонии, основанные англичанами на Восточном побережье Северной Америки, с самого начала имели достаточно большую степень независимости от британской метрополии. Разница в формах владения и управления колониями, удаленность от метрополии, формальная независимость колоний друг от друга и отсутствие общего для всех колоний органа правительственной власти - все это обусловило формирование на местах локальных управленческих структур. Демократические начала политического устройства, либеральные законы об эмиграции, свобода землепользования - все это обусловило бурный рост колоний, благосостояния их населения. Право США распространялось с Востока на Запад в основном в результате естественного влияния "старых" штатов на "новые".

Но одновременно происходило ужесточение форм колониального господства. Хартии, дарованные большей части колоний были отменены, а многие из них были непосредственно подчинены британской короне. Были введены ограничения на колониальную торговлю, что сдерживало рост промышленности. Нарастающие противоречия между колониями и метрополией к середине 1774 г. достигли критической черты. В сентябре созывается Первый Континентальный Конгресс для формирования общей позиции в борьбе за права колоний. Участники стремятся решить конфликт с метрополией мирным путем. Но выработанные на Конгрессе решения не принесли результатов. В мае 1775 г. был созван Второй Континентальный Конгресс, который в своей резолюции призывал все колонии создать собственные республиканские правительства, был провозглашен принцип суверенитета народа, развитый позже в Декларации независимости.

Конституции 1787 г. предшествовало принятие Декларации независимости от 4 июля 1776 г. Последняя была провозглашена во время борьбы с Великобританией представителями тринадцати колоний, заявивших: «Мы, представители Соединенных Штатов Америки, собравшиеся на общий конгресс, призывая верховного Судию мира в свидетели правоты наших намерений, объявляем от имени и по уполномочию народа, что эти соединенные колонии суть и по праву должны быть свободные и независимые Штаты». Каждый из штатов стал, таким образом, независимым государством. Отделение от Англии сопровождалось революцией в принципах и практике управления, которые отразились прежде всего в конституциях штатов.

2.В период 1776-1780 гг. в 11 штатах были приняты конституции. В них были закреплены новые положения (принцип народного правления, общественного договора, республиканизма и др.), которые впоследствии способствовали созданию Конституции США. Положительную роль сыграли билли о правах, принципы народного суверенитета и выборности государственных органов и др. Но в то же время в представления об избирательных правах были внедрены недемократические цензы, отстранявшие от выборов негров, женщин, молодежь и предоставлявшие привилегии имущим слоям.

3. Необходимость борьбы с Великобританией заставила штаты заключить в 1777 г. конфедеративный союз. Первой общенациональной Конституцией стал документ " Статьи о конфедерации", принятый Конгрессом 15 ноября 1777 г. и вступивший в силу 1 марта 1781 г. Он предусматривал слабое конституционно-правовое образование с широкими правами штатов (например, для объявления войны, заключения международных договоров, создания вооруженных сил требовалось согласие 9 из 13 штатов). Законодательный орган (однопалатный Конгресс) имел ограниченные полномочия, а главное - был лишен права регулировать торговлю и взимать налоги. Механизм политической организации Конфедерации был малоэффективным, законы практически не работали.

4. В 1783 г. война была завершена заключением Версальского договора, признавшего независимость колоний. Неспособность Конгресса регулировать отношения (в первую очередь финансовые) между штатами затрудняли развитие государства, экономики. В штатах нарастали противоречия, усилились демократические движения. В 1786 году вспыхнуло восстание в Массачусетсе, которое было подавлено. Назревал развал "вечного союза". Конгресс понимал необходимость укрепления системы государственной власти. Было объявлено о созыве специального собрания - Конституционного Конвента - для усовершенствования "Статей о конфедерации".

II. Разработка Конституции:

1. В 1787 г. представители 13 штатов собрались в Филадельфии для того, чтобы пересмотреть статус конфедерации. Результаты работы, превысили, однако, первоначальные замыслы устроителей Конвента, заседавшего при закрытых дверях с 14 мая по 17 сентября 1787 г. Вместо пересмотра существовавшего союза была вырабо-тана Конституция нового государства. Состав Конвента нельзя назвать достаточно представительным: из назначенных в него 74 делегатов лишь 55 участвовали в работе, ряд из них покинул Конвент до его закрытия, и только 39 поставили свои подписи под текстом Основного закона. Но персональный состав Конвента был уникален, т.к. в него вошли выдающиеся представители той эпохи: Дж. Вашингтон, Б. Франклин, Дж. Мэдисон, Р. Мэйсон, А. Гамильтон, Д.Дикенсон и др. Председателем Конвента был избран Дж. Вашингтон, секретарем - В.Джексон.

2. На обсуждение Конвента было предложено несколько проектов будущей Конституции. Основные различия касались степени централизации государственной власти, прав и свобод граждан, способов формирования представительного органа - Конгресса. Но объединяло все проекты проблема защиты от внешних сил, внутреннего спокойствия штатов. Центральная проблема - формирование двухпалатного Конгресса на основе представительства. По вопросам представительства и разгорелись наиболее жаркие споры. Большая часть работы была проделана комитетом из 12 человек, которым руководил Дж. Мэдисон, которого по праву называли "отцом" и "философом" американской конституции.

План Конституции Мэдисона (Вирджинский план, Большой государственный план) был нацелен на уменьшение роли штатов до подчиненного положения при образовании сильной центральной власти, состоящей из трех ветвей - законодательной (должна состоять из двух звеньев), исполнительной и судебной. Глава исполнительной власти - президент, избираемый законодательным органом. Судебная власть состоит из одного или более Верховных Судов и судов нижестоящих инстанций. Двухпалатная структура Конгресса была призвана, по замыслу Мэдисона, овеществлять "смешение" принципов пропорционального представительства свободного населения (палата представителей) и равного представительства отдельных штатов (Сенат). Палата представителей формируется на основе пропорционального представительства населения штатов. План был основан на принципах взаимозависимости и взаимоограничения трёх ветвей власти. Данный план имел противников, т.к. многие были против усиления центральной власти и ограничения независимости штатов, приобретенной с оружием в руках.

План Гамильтона предусматривал ослабление или уничтожение штатов, установление британской формы правления как самой совершенной в мире. На президента, избираемого пожизненно, возлагался широкий круг обязанностей и ответственности. Большая часть власти должна быть сосредоточена в руках центрального правительства. Этот план был отклонен практически единогласно.

План У. Паттерсона (план Нью-Джерси, план малого штата) был разработан с целью защитить интересы малых штатов в Конгрессе, требовал усовершенствования Статей Конфедерации. Конгресс получал новые, более расширенные полномочия. У каждого штата в Конгрессе один голос. Федеральная власть распределена между её законодательным, исполнительным и судебным звеньями. Все множество штатов было представлено одним коллегиальным органом исполнительной власти, избираемым Конгрессом на один срок. В ходе обсуждений этот план был отвергнут, и Конвент вернулся к обсуждению плана Вирджинии.

3.При обсуждении проекта Конституции Конвент зашел в тупик при голосовании по вопросу о равном представительстве штатов в верхней палате Конгресса. Был создан специальный комитет по выработке компромиссного решения. Компромисс был достигнут, т. к. все делегаты признавали необходимость создания сильной государственной власти. Таким образом, "Коннектикутский" компромисс закреплял гарантии малых штатов, что позволяло перейти к дальнейшему более спокойному обсуждению проекта Конституции.

В промежутке между октябрем 1787 и маем 1788 г. три активных участника составления проекта Конституции (А. Гамильтон, Дж. Мэдисон, Дж. Джей) под псевдонимами выступили в массовой печати в защиту Конституции. За восемь месяцев они написали 85 статей, которые впоследствии (1788 г.) были изданы отдельным сборником под названием "Федералист". "Федералист" - признан классическим изложением принципов конституции, "библия" американских политологов, он до сих пор служит руководством для судей, президентов и дипломатов. Один из американских историков пишет: "Федералист" имеет репутацию первого и до сих пор самого авторитетного комментария по Конституции США".

В результате план Мэдисона, предусматривающий систему "сдержек и противовесов", благодаря умелой пропаганде и своей рациональности, научной обоснованности, был в основной своей части принят в качестве проекта Конституции.