Основные характеристики и виды фирмы

Фирма, ее издержки и прибыль

Темы эссе

Эссе на тему: «Анализ рынка бытовой видеоаппаратуры».

Прочитайте следующую статью.

Ассоциация потребительской электроники США объявила о продаже десятимиллионного DVD-проигрывателя. Это означает, что из всех современных аудио и видео носителей формат DVD оказался самым быстро распространяющимся на планете. К аналогичному выводу пришла и Ассоциация производителей видеопрограмм Японии, объявившая вчера о том, что цифровые видеодиски опередили в Японии видеокассеты по объему продаж.

Сейчас каждый месяц на полки магазинов поступает более 500 новых наименований фильмов на носителе DVD. Частично это абсолютно новое кино и программы, частично – архив киностудий. Таким образом, у кинематографистов появился реальный шанс заставить все население планеты покупать их фильмы еще раз уже на новом носителе, который имеет массу преимуществ: цифровое изображение, многоканальный звук, легкий доступ к любому кадру. Аналогичный процесс произошел при переходе с виниловых дисков на компакт-диски, когда меломаны должны были либо заново покупать коллекции любимых исполнителей, либо оставаться на обочине прогресса.

DVD уже интегрирован в новейшую технику будущего века: этот формат используется в игровых консолях, в персональных компьютерах, домашних кинотеатрах и переносных системах.

Сегодня, все эти рассуждения актуальны не только для крупнейших стран мира, но и для России, в которой об этом еще семь лет назад об не могли и мечтать, поскольку стоимость DVD-дисков была чрезвычайно высока.

Вопросы:

1. К какой категории благ относится пара товаров DVD-проигрыватели и VHS-проигрыватели? Как они классифицируются относительно друг друга? Что произойдет на рынке VHS-проигрывателей, если рыночная цена на DVD-проигрыватели снизится?

2. К какой категории благ относится пара товаров DVD-проигрыватели и DVD-диски? Что произойдет на рынке DVD-проигрывателей, если рыночная цена на DVD-диски снизится?

3. Как расширение рынка DVD отразится на доходах создателей кинематографической и музыкальной продукции?

Термин «предприниматель» (от фр. enterpreneur – антрепренер, т.е. посредник) появился в научном обороте в XVIII в. Возникновение же предпринимательства как одного из видов человеческой деятельности связано с потребностью личности в свободном самовыражении. И в этом смысле оно существовало с момента возникновения самого человеческого общества. На ранних этапах развития человечества наиболее близкой к предпринимательской деятельности была деятельность купцов и ряда ремесленников. Купцам приходилось решать, где, какой товар продавать, как его достать и при этом обезопасить себя от разбоя, а ремесленники, стремясь к увеличению собственного дохода, создавали новые изделия или совершенствовали технологию изготовления товаров.

К X-XIII вв. в купеческой среде выделяются собственники товаров и их продавцы. Собственники, обладая товарами, предоставляли их по контракту продавцам, которые брали на себя весь риск, связанный с дальним путешествием и продажей товара. Таким образом, в предпринимательстве выделилась пассивная функция, принадлежащая собственникам товаров, и активная, выполняемая торговцами, которая и является предпринимательской функцией.

Одно из обязательных свойств предпринимательской деятельности – риск. Еще в XVII в. на Западе предпринимателем стали называть человека, заключающего с государством контракт на выполнение какой-либо работы, стоимость которой была определена заранее. Если предприниматель умел найти способ уложиться в меньшую сумму, то разница доставалась ему. Если нет, то он покрывал расходы из своего кармана.

В XVII-XIX вв. в разных государствах сложился стереотип предпринимателя, который сохранился до нашего времени. В англоязычных странах предпринимателями считают людей, которые открывают свой бизнес, а в Германии предпринимательство ассоциируется с властью и собственностью. В России этот термин практически не употреблялся, а предпринимательская деятельность ассоциировалась с купечеством, а позже с промышленниками – людьми, выходцами из купеческой среды, основавшими свое производство.

В начале XX в. в результате укрупнения и усложнения предприятий появились наемные управляющие-менеджеры, а предпринимательскую функцию стали отождествлять с функцией управления.

Современное представление о предпринимательстве сложилось к середине XX столетия. Предпринимательство – это инициативная, творческая, самостоятельная деятельность граждан и их объединений, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени, на свой страх и риск и под свою имущественную ответственность.

Предпринимательство можно классифицировать по двум основаниям: по его масштабу и характеру деятельности.

1. По масштабу предпринимательская деятельность подразделяется на следующие виды:

– индивидуальное предпринимательство – любая созидательная деятельность одного человека или его семьи;

– коллективное предпринимательство – инициативным делом занят какой-то коллектив. Оно включает: мелкий и средний бизнес (в США к мелкому бизнесу относят предприятия с числом работников до 500 чел. в нашей стране: в промышленности, строительстве, транспорте до 100 чел. в сельском хозяйстве – до 60 чел. торговле – до 30 чел.); крупный бизнес – как правило, огромные акционерные общества, насчитывающие тысячи людей.