Предмет и методологические основы учебной дисциплины «Теория государства и права».
Определение предмета теории государства и права, равно как и любой иной учебной дисциплины, означает установление круга общественных и иных явлений, институтов и учреждений, которые она изучает. Вообще говоря, наличие четко определенного предмета, ограниченного от сферы «приложения» других, смежных дисциплин, свидетельствует о научной зрелости, относительной самостоятельности и о потенциальной эффективности рассматриваемой отрасли знаний и академической дисциплины.
В отношении определения предмета теории государства и права следует заменить, что в научной и учебной литературе данный вопрос решается неоднозначно. В одних работах под предметом теории государства и права понимаются общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права как таковых и специфические закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права каждого в отдельности взятого классового (исторического) типа.
В других – он рассматривается как закономерный процесс возникновения и развития государства и права на различных исторических ступенях движения классового общества, сущность, содержание, формы и функции государства и права, взаимосвязь государства и права, правотворчество и применение. Кроме названных, имеются и другие определения предмета теории государства и права. При существовании между ними различии все они сходятся в том, что данная наука имеет дело с такими сторонами и процессами государственно-правовой жизни, как:
- процесс возникновения, становления и развития государства и права – общие закономерности данного процесса;
- взаимосвязь государства и права;
- характерные признаки, формы, сущность, содержание и черты государства и права;
- место и роль государства и права в жизни общества и в его политической системе;
- право, правосознание, законность и конституционность;
- законодательный процесс и его отдельные стадии;
- правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность.
В пользу разнообразия блока вопросов, непосредственно связанных с государственно-правовой жизнью и входящих в содержание предмета теории государства и права свидетельствует суждение французского просветителя, правоведа и философа Ш.Монтескье, заметившего: «никогда не следует исчерпывать предмет до того, что уже ничего не остается на долю читателя. Дело не в том, чтобы заставить его читать, а в том, чтобы заставить его думать».
Необходимо отметить также, что сам предмет теории государства и права, как и отдельные составляющие его содержание части, не являются застывшими, а с течением времени изменяются и развиваются.
Как и каждая наука, теория государства и права имеет не только свой предмет, но и метод Если предмет теории государства и права дает ответ на вопрос: что, какую область политической и правовой жизни изучает данная наука. В то же время метод указывает на то, как, каким образом она это делает.
Безотносительно к конкретной науке метод представляется как способ изучения реальной действительности и получения о ней знаний. Как отдельные методы, итак и методология в целом определяются предметом самой науки. Это объективный фактор. Однако важную роль играют и субъективные факторы, заключающиеся в способности исследования предмета.
Методология теории государства и права представляет собой совокупность принципов, методов и уровней исследования государственно-правовых явлений. К числу исследовательских принципов, общих для всех социальных наук (включая теорию государства и права), относят: принцип всесторонности, принцип историзма, принцип комплексности.
Принцип всесторонности исследования государства и права заключается в том, чтобы исследовать государственно-правовые явления не сами по себе, а в их взаимосвязи и взаимосвязи с другими, соотносящимися с ними явлениями.
Принцип историзма исследования государства и права означает рассмотрение существующих государственно-правовых явлений не только под углом зрения настоящего их состояния, но и с позиций их прошлого и предполагаемого будущего.
Содержание принципа комплексности в изучении государства и права заключается в том, чтобы исследовать их не только с юридической точки зрения, но и с позиций других общественных наук – философии, социологии, политологии и др.
В теории государства и права, наряду с принципами, различают методы научного исследования. Выделяют три группы методов: общелогические, общенаучные, частнонаучные.
Под общелогическими методами понимаю совокупность интеллектуальных приемов для достижения истинного знания об изучаемой реальности. К такого рода методам относят дедукцию и индукцию, анализ и синтез, методы рассуждения по аналогии от противного, доказательство от абсурдного, абстрагирование.
Общенаучные методы представлены способами, при помощи которых предлагается объяснение тех проблем, которые были изначально поставлены. В число наиболее распространенных методов входят следующие: функциональный, структурный, системный, сравнительный, исторический, генетический. Наряду с общенаучными методами в рамках теории государства и права используются и частнонаучные, которые не имеют универсального значения: метод различения сферы сущего и должного в праве, специально-юридическое толкование текстов права, различие буквы и духа закона.
Методы научного анализа в социальных науках, в том числе и в теории государства и права, используются на различных уровнях исследования. Выделяют четыре уровня научного исследования, на каждом из которых могут решаться следующие задачи. Это описание, классификация, объяснение, критика результатов исследования.
1. На стадии описания государственных и правовых явлений применяются общелогические методы. На этом уровне исследования в рамках теории государства и права вырабатываются понятия, которые призваны направлять дальнейшие научные исследования.
К примеру, по мнению французских ученых Р.Пэнто и М.Гравитца, родовым понятием для современного государства является понятие политического общества, а видовыми отличиями – шесть существенных признаков государства: новый тип коллективной общности (нация), территория в рамках строго определенных границ, наличие той или иной формы правления и государственной службы, законотворчество, суверенитет, институционализированная форма власти.
Теоретики государства и права конструируют и многие другие научные понятия (понятие государственной власти, правовой нормы, правосознания и др.).
2. Общелогические методы в курсе теории государства и права применяются и на втором уровне научного исследования – уровне классификации. Классификация – это научный прием, позволяющий распределить объекты по типам, видам с учетом их основных характеристик.
В теории государства и права выделяют исторические типы права и государства, проводят классификацию форм правления и форм государственного единства, разрабатываются различные классификации норм и права и др. Классификация дает возможность различать объекты по качественным и количественным параметрам.
3. Третий уровень научного анализа - это уровень объяснения. На этом уровне применяются различные общенаучные методы.
Функциональный метод, используемый в социальных науках, заключается в выявлении у различных социальных объектов способов их существования. В теории государства и права этот метод применяется при анализе социального назначения государства и права и др.
Структурный метод в социальных науках – это выявление у социальных объектов определённых констант, т.е. относительно устойчивых внутренних связей. Понятие структуры является понятием очень близким к понятию модели – формальному представлению каких-либо отношений. Может быть несколько людей одной и той же реальности. Показательным в этом отношении является использование отечественными правоведами двух различных моделей логической структуры нормы права: гипотеза-диспозиция-санкция; гипотеза – диспозиция.
Системный метод в социальных науках – это рассмотрение изучаемого объекта как некоторой целостности, которая генетически и органически связана с окружающей средой. В теории государства и права, как политическая система общества, система права, система государственных органов, правовая система и др.
Сравнительный метод – это сопоставление одного социального объекта с другими с целью выявления их сходства и различия. Сравнение может проводиться на различных уровнях. Так, например, для теории государства и права имеет значение сравнение на уровне нормы права. Именно такого рода сравнение позволяет выявить различие норм права по диспозиции: различают нормы права управомочивающие, обязывающие, запрещающие. Другим примером использования сравнительного метода является также анализ сходств и различий основных правовых систем современности.
Исторический метод в теории государства и права предполагает фиксацию во времени отдельных этапов и стадий развития права и государства. К примеру, исторический метод позволяет установить, что первичным источником права у всех народов явился правовой обычай, а не нормативный правовой акт и не правовая доктрина.
Генетический метод в социальных науках позволяет ответить на вопрос о происхождении явлений, т.е. определить те факты, которые обусловили появление того или иного феномена. В теории государства и права этот метод используется при решении проблем генезиса права, государства и ряда других проблем.
Диалектический метод – этот метод познания явлений действительности в их развития. Данный метод дает возможность объяснить, в частности, развитие государственных и правовых явлений как результат их внутренних противоречий. Используя этот метод, можно, например, объяснить смену одной формы правления государства другой.
4. Четвёртый уровень научного анализа – критика результатов политико-правовых исследований. В настоящее время наибольшее распространение в теории государства и права получили три школы правопонимания: естественно-правовая, позитивно-нормативная, социологическая. В рамках каждой их этих школ выработаны различные понятия права. В рамках каждой из этих школ выработаны различные понятия права. Используя аргументацию из этих школ выработаны различные понятия права. Используя аргументацию представителей одной школы понимания права, можно критически осмыслить положения другой школы.