Логистика сервисного обслуживания
Мировая торговая практика выработала определенные стандарты сервисного обслуживания, позволяющие оперативно реагировать на заявки клиентов, правильно определять и выбирать конкретный вид сервисной услуги и рационализировать расходы на сервисные операции, включающие:
1) установление желательного для зарубежного потребителя перечня вида сервисных услуг, информации о товаре, полное описание сервисных услуг, материально-техническое обслуживание;
2) эксплуатационное обслуживание;
3) подготовку персонала заказчика для использования технических средств;
4) консультирование по всем вопросам сервисного обслуживания;
5) отсутствие политических, социальных, национальных, религиозных, расовых амбиций при сервисном обслуживании;
6) достижение удовлетворенности заказчиков;
7) представление заказчику регулярных отчетов о выполненных работах по сервисному обслуживанию.
В международной практике действует несколько систем организации сервиса:
1) он ведется изготовителем товара;
2) он ведется персоналом филиала изготовителя;
3) он осуществляется специализированной зарубежной службой, функционирующей в стране покупателя;
4) он осуществляется консорциумом фирм, производящих отдельные виды оборудования;
5) он осуществляется с привлечением посредников;
6) он осуществляется персоналом зарубежного покупателя.
Выделяют продуктовую дифференциацию, сервисную дифференциацию, дифференциацию персонала и дифференциацию имиджа.
Сервисная дифференциация заключается в предложении услуг (это скорость и надежность поставок, установка, послепродажное обслуживание, обучение клиентов, консультирование), сопутствующих продукту и по своему уровню превосходящих услуги конкурентов.
Сервис— это непременное условие рыночного успеха товара. В отсутствие сервисного обслуживания товар теряет свою потребительскую ценность (или часть ее), становится неконкурентоспособным и отвергается покупателем.
Сервис в международной торговле— это комплекс соответствующих операций, проводимых экспортером и его представителями, благодаря которым зарубежным покупателям предоставляется реальная возможность оптимального приобретения товара, а затем экономически рационального и выгодного потребления. Под сервисом (обслуживанием) понимается система обеспечения, позволяющая покупателю (потребителю) выбрать для себя оптимальный вариант приобретения и потребления технически сложного изделия, экономически выгодно эксплуатировать его в течение разумно обусловленного срока, диктуемого интересами потребителя. Разработка системы логистического сервиса проходит следующие этапы:
1) анализ рынка потребителей;
2) сегментацию потребительского рынка в соответствии с особенностями потребления;
3) определение услуг, возможных для оказания населению;
4) ранжирование услуг, определение наиболее значимых для покупателей услуг;
5) определение стандартов услуг для каждого сегмента рынка;
6) оценку оказываемых услуг;
7) установление взаимосвязи между уровнем сервиса и стоимостью оказываемых услуг;
8) определение уровня сервиса, необходимого для обеспечения конкурентоспособности компании;
9) установление обратной связи с покупателями для обеспечения соответствия услуг потребностям покупателей.
Сегментация потребительского рынка проводится по географическому фактору, по характеру сервиса или по какому-либо иному признаку. Выбор значимых для покупателей услуг, их ранжирование, определение стандартов услуг можно осуществить, проводя различные опросы.