Организация разработки решений
Качество разрабатываемых решений зависит как от субъективных факторов ЛПР, так и от многих других. Нет единой методики, жестко регламентирующей действия руководителя, и вряд ли она возможна. Однако существуют рекомендации общего плана по организации процесса разработки решений. В частности, широко распространены такие принципы организации разработки решений, как:
· принцип иерархии, преследующий цель координации деятельности и усиления централизации с соблюдением соподчиненности в разработке решений по исполнителям;
· использование целевых межфункциональных групп, которые создаются на временной основе в составе представителей различных подразделений и уровней управления. Цель - использование специальных знаний и опыта работников для решения конкретных и часто сложных проблем.Члены группы находятся в двойном подчинении: основного руководителя и руководителя межфункциональной группы, который может меняться по ходу работы;
· применение формальных правил и процедур,что предполагает создание на предприятии специальных инструкций (нормативов) по выполнению определенных действий.В ряде случаев излишняя жесткость замедляет инновационные процессы, проявление гибкости при изменении ситуации;
· использование прямых горизонтальных связей при разработке решений без подключения высшего руководства, что сокращает сроки разработки, повышает ответственность и мотивацию исполнителей. Часто на этой основе принимаются двусторонние решения руководителями одного уровня в рамках существующих правил и планов;
· разработка планов способствует лучшей координации работ. В них отражаются сроки выполнения этапов работы и необходимые ресурсы;
· создание матричных структур - в отличие от целевых групп и прямого двустороннего взаимодействия предполагается создание подразделения, возглавляемого лицом, наделенным правами руководителя функционального подразделения. Такие образования создаются для разработки сложнейших проблем. Функции, выполняемые руководителем по организации разработки решения,заключаются в следующем:
управление процессом выработки решений;
определение задачи, участие в ее конкретизации и выборе критериев оценки эффективности решения;
окончательный выбор из имеющихся вариантов решения и ответственность за него;
организация реализации разработанного решения исполнителями.
Разработку сложных решений, требующих использования современных научных методов, например, системного анализа, выполняют специалисты - системные аналитики (системотехники). Очень важно участие в этой работе и руководителя.
Как показывают проведенные обследования, такое участие является важным фактором успеха как на этапе разработки, так и при реализации решений. Это в два раза увеличивает внедряемость результата решений. Чтобы эффективно участвовать в процессе разработки решений, руководителю необходимо знать логику системного подхода, иметь общие представления об используемых методах и средствах.
В дополнение к вышеуказанным кратко изложим функции системных аналитиков и руководителей в процессе выработки решений.
Системные аналитики:
· выявляют цели, в том числе посредством количественных методов,
· составляют перечень возможных целей и представляют его руководителю,
· определяют подходы к решению проблемы,
· выявляют и оценивают альтернативы решения проблемы,
· устанавливают причинно-следственные связи между факторами,
· выявляют тенденции изменений в развитии объектов,
· осуществляют выбор альтернатив и критериев оценки,
· проводят необходимые расчеты.
Руководители:
· рассматривают состав целей (уточняет старые и оценивает новые),
· участвуют в постановке задачи, выборе способов решения,
· учитывают объективные и субъективные факторы, влияющие на решение проблем,
· участвуют в оценке степени риска при принятии решения,
· рассматривают данные анализа,
· контролируют своевременность подготовки решения.
Существуют и другие подходы к организации разработки решений. Так, например, один из них ориентирован на решение типичных управленческих проблем и основан на ведении своеобразного учета с помощью ЭВМ управленческих проблемных ситуаций и способов их разрешения. С этой целью формируются:
· банк данных проблемных ситуаций (в котором отражается характеристика ситуации, цель принятия решения и существующие ограничения);
· банк данных по технологии принятия управленческого решения (в котором фиксируются в логической последовательности результаты мыслительной деятельности по выбору оптимального варианта: цели, альтернативы, оценка вероятности реализации и др.);
· банк данных принятых управленческих решений (в котором на основе выбранной технологии принятия управленческого решения фиксируются ответы на такие вопросы, как:
· причина возникновения проблемы,
· потенциальные последствия непринятия решения,
· лицо, ответственное за принятие решения,
· подразделения и лица, привлеченные к разрешению ситуации,
· первичная информационная база для разработки решения,
· практические мероприятия, проведение которых необходимо для разрешения проблемной ситуации,
· исполнители и лицо, ответственное за реализацию решения.
Таким образом, каждое управленческое решение структурно содержит три раздела, в которых последовательно излагаются характеристика ситуации и ее потенциальные последствия; действия и решения, принятые для устранения проблемы; практические меры по выполнению принятого решения. Наличие такого своеобразного банка данных позволяет сократить время на выбор оптимального решения, а также упорядочивает подготовительную работу по его поиску.