Передачи трением
При выборе типа передач трением, как это следует из их видовой иерархии, прежде всего, целесообразно фиксировать потребность регулирования скорости проектируемого механизма. В дисциплинах ДМ и ОК и ОП по причине ограниченности учебного времени рассматриваются лишь механизмы с нерегулируемым передаточным отношением. Их подразделяют на фрикционные (с непосредственным контактом ведущего и ведомого элементов) и ременные – со связью ведущего и ведомого элементов посредством гибкого органа. Фрикционные механизмы применяют для передачи движения между параллельными и пересекающимися осями валов, а ременные, главным образом, между осями параллельными (рис.2.2). В современных приводах фрикционные передачи в качестве самостоятельных механизмов применяются крайне редко. Значительно шире используются передачи ременные, обеспечивающие снижение динамических нагрузок и демпфирование колебательных процессов. По частоте использования в приводах ременные передачи являются вторыми после зубчатых. В силу низкой нагрузочной способности ременные передачи применяют в механизмах с мощностью, не превышающей кВт, и окружных скоростях до 50 м/сек. В уникальных передачах передаваемая мощность достигает 200 кВт, а скорость – до 100 м/сек. Устанавливают ременные передачи на быстроходных ступенях приводов, имеющих минимальные нагрузки, и там, где максимально используются их позитивные свойства. В качестве гибкого элемента в передачах применяют плоские, клиновые и поликлиновые ремни (рис. 2.2). При выборе профиля ремня обычно учитывают большую нагрузочную способность ремней клинового и поликлинового профиля. Передачи с клиновыми ремнями применяют в случае необходимости получения минимальных размеров ременного приводного устройства. Передачи плоскоременные используются в быстроходных механизмах со значительными межосевыми расстояниями, в которых они лучше обеспечивают требуемую долговечность.
В заключении раздела заметим, что применение передач трением с плавно регулируемым передаточным отношением (вариаторов) в современных приводах постоянно расширяется, поскольку они обеспечивают возможность получения наиболее оптимальной скорости работы исполнительного механизма в каждой конкретной ситуации. Вариаторы имеют необычайно развернутую видовую классификацию как с использованием фрикционных, так и ременных передач. Ознакомиться с этой разновидностью передач трением можно в работе [Пронин].