Организация защиты информации в послевоенный период

1. Особенности информационного обеспечения локальных войн и вооруженных конфликтов 2 половины ХХ века;

2. Пропагандистское обеспечение военной акции СССР в Афганистане;

3. Пропагандистская акция и СМИ в чеченском военном конфликте;

Особенности информационного обеспечения локальных войн и вооруженных конфликтов 2 половины ХХ века

 

Спецпропаганда велась во время 2 половины ХХ века очень активно.

Большинство документов по спецпропаганды было собраны по наставлению среди войск и населения.

 

Пропагандистское обеспечение военной акции СССР в Афганистане

 

27 декабря 79 года был утвержден специальный документ о пропагандистском обеспечении нашей акции в Афганистане.

На протяжении всех лет нахождения советских войск в Афганистане (1979 – 1989) в их составе действовали специальные агитотряды, своими листовками и передачами с использованием громкоговорителей, они настойчиво разъясняли местному населению цели пребывания советских войск в Афганистане, убеждали местных, что шурави (русские) – это друзья афганского народа. При поддержки советских спецпропагандистов, политорганы афганских правительственных войск ввели пропаганду в оппозиционных афганских военных формированиях. В противовес этому в западных СМИ была развернута пропагандистская кампания против военной акции СССР в Афганистане, в которой кроме реальных фактов, изображавших в негативном свете действия советских войск, в сообщениях об Афганистане широко использовалась дезинформация, что имело определенное положительное воздействие.

 

Пропагандистская акция и СМИ в чеченском военном конфликте

 

Совершенно особенная ситуация с точки зрения информационного противоборства и обеспечения боевых действий войск сложилась в ходе проведения первой чеченской кампании (1994-1996). Исполнительная власть ощущала огромный пробел в информационной сфере, это было связано с тем, что со времен Гражданской войны (1918-1922) Россия впервые масштабно использовала вооруженные силы во внутреннем конфликте. Также власть в достаточной мере не обладала инструментом для выполнения специфических задач в этих условиях.

С крушением партийно-идеологической структуры в стране была демонтирована и подчиненная ей информационно-пропагандистская система. Были ликвидированы специальные информационно-пропагандистские подразделения, которые ранее существовали в вооруженных силах, в КГБ, МВД. Также не был использован огромный опыт спецпропаганды, накопленный в стране за многие десятилетия, включая годы ВОВ. Судя по всему, информационное обеспечение операций информационных сил в Чечне организовывалась в спешке, без привлечения соответствующих специалистов. Важную роль по планам в информационном обеспечении должен был играть временный информационный центр, который был создан при роскомпечати по распоряжению Правительства, за 10 дней до того, как российские войска вошли на территорию Чечни. Обязанности по руководству этого центра были возложены на председателя роскомпечати Грызунова.

Т.о. при организации информационно-психологического обеспечения событий в Чечне выпало полностью такое звено, как единый информационный центр и пресс-служба министерства обороны, что негативно сказалось на освещении событий в Чечне.

Стремление исполнительной власти улучшить информирование населения о событиях в Чечне, привело к созданию пресс-службы Правительства РФ – бюро оперативной информации и очередного мобильного центра при территориальном управлении федеральных сил в Чечне.

Вывод. Чеченский конфликт в полной мере подтвердил, что СМИ в настоящее время являются таким же боевым ресурсом, как танки, артиллерия и другое военное оружие, ибо с помощью телевидения в прессы достигаются такие важнейшие цели, как повышение боевого духа рядовых воинов, общественное, в том числе международная, поддержка конфликтующих сторон. Поэтому в современных конфликтах всеми силами и средствами информационно-психологической войны противоборствующие стороны стремятся достигнуть этих целей.

Со стороны Чеченской республики. Чтобы эффективно использовать СМИ в январе 1995 года в польском городе Кракове был создан чеченский информационный центр. На базе Краковского центра была создана радиостанция «Свободный Кавказ» и филиал ее, который располагался в литовском городе. Они вели вещание на нескольких языках на многие страны центральной Европы.

Т.о. Используемое сепаратистами массированное многоуровневое информационное воздействие в своих интересах оказало существенное влияние на ход конфликта и способствовало прекращению боевых действий осенью 1996 года и началу переговорного процесса в интересах республики Ичкерия.

 

По итогам первой фазы по сообщениям СМИ в составе России появились подразделения психологической борьбы:

· Полиграфические;

· Звуковещание;

· Звукозапись.

 

В своей работе органы информационной безопасности руководились следующими документами:

· Законами РФ (о гостайне, рекламе);

· Указами Президента РФ;

· Постановлениями правительства и документы МО.

 

Методы фильтрации информации в обществе:

· Полное препятствие появления информации о каких-то проблемах, темах, явлениях («информационная заслонка»);

· Информация о некоторых явлениях и событиях подается только с негативной интерпретации («односторонний негативный вентиль»);

· Распространение информации только с позитивной интерпретации («односторонний позитивной вентиль»);

· Создание избыточной информации («открытый вентиль»);

· «Двусторонний открытый вентиль»;

· Особый временной режим «временной селектор»;

· Комбинированная подача информации «многозвенный селективный вентиль».