Проектирование

Система поддержки принятия решений и инженерное

Проект по реинжинирингу бизнеса, как правило, включает следу-

ющие этапы: 1) разработку образа будущей организации; 2) анализ

существующего бизнеса; 3) разработку нового бизнеса; 4) внедрение

нового бизнеса.

Имитация – наиболее удачный подход, обеспечивающий как точ-

ность анализа, так и наглядность, различий при сравнении альтерна-

тивных решений. Немаловажным является и тот факт, что

имитационное моделирование успешно реализуется на персональ-

ном компьютере, которым обеспечивается автоматизированное рабо-

чее место менеджера.

Под единым информационным пространством понимается

совокупность методических, организационных, программных, тех-

нических и телекоммуникационных средств, обеспечивающих опера-

тивный доступ к любым информационным ресурсам предприятия в

пределах компетенции и прав доступа специалистов.

Контроллинг – комплекс методов поиска решений – концепция

системного управления и способ мышления менеджеров, в основе

которых лежит стремление обеспечить долгосрочное эффективное

функционирование организации. Для реализации задач контроллинга

в процессе проектирования СППР создается специализированная ин-

формационная модель, получившая название контроллер.

Контроллер – это совокупность методов и средств для реализа-

ции задач стратегического и оперативного контроля в системе управ-

ления, а также решения стратегических и тактических задач по

направлениям управленческой деятельности (маркетинг, обеспечение

ресурсами, инвестиции и т.п.).

Согласно приведенным подходам формируются основные прин-

ципы создания ИС и ИТ управления. Первый из них – системность и

логичность построения обеспечивающих и функциональных элемен-

тов ИС.

Второй принцип проектирования ИС – широкое применение эко-

номико-математических методов и стандартных программ прогноз-

но-статистического характера. Задачи управления производственной,

финансовой деятельностью организации в большинстве своем ставят-

ся как аналитические, оптимизационные или как задачи планирования.

Третий принцип предполагает декомпозицию системы на ряд ком-

плексов (модулей) задач, каждый из которых моделирует определен-

ную сферу управленческой деятельности.

Четвертый принцип – использование новых методов и включение

вновь созданных программных модулей в систему автоматизации уп-

равленческих работ. Проектирование ИС должно изначально базиро-

ваться на модульных принципах, а компьютерная реализация – допускать

расширение за счет совершенствования структуры программного обес-

печения.

Пятый – это принцип адаптации всех элементов и системы в

целом. Он должен полностью пронизывать идеологию построения ИС

управления – от анализа задач, технико-экономических показателей и

их группировок в модули до формулирования целей.

Конечный продукт работы любого менеджера – это решения и

действия. Принятое им решение ведет либо к преуспеванию предприя-

тия, либо к неудачам. Принятие решения это всегда выбор опреде-

ленного направления деятельности из нескольких возможных. Так

как процесс управления любой организацией в экономике реализует-

ся исключительно посредством формирования и реализации управлен-

ческих решений, поэтому остановимся на типах решений, которые имеют

различные характеристики и требуют различных источников данных.

Оперативные решения – периодические: одна и та же задача

возникает периодически. В результате процесс принятия решения ста-

новится относительно рутинным и почти беспроблемным. Параметры

(характеристики) хозяйственных процессов, используемые в ходе при-

нятия решения, определены, их оценка известна с высокой точностью,

а взаимосвязь параметров с принимаемым решением понятна. Приня-

тие оперативных решений ведет к вполне ожидаемым и прогнозируе-

мым результатам. Оперативные решения являются краткосрочными.

Тактические решения обычно принимаются управленцами сред-

него уровня, ответственными за обеспечение средствами для дости-

жения целей и намерений, поставленных ЛПР верхнего звена.

Тактические решения не так рутинны и структурированы, как опера-

тивные решения. Все главные параметры объекта управления, входя-

щие в состав тактических решений, неизвестны; оценки характеристик,

определенные как важные, могут быть неизвестны, а взаимосвязь меж-

ду характеристиками и решениями может быть не ясна.

Стратегические решения принимаются на основе целей компа-

нии, определенных в его уставе и уточненных высшим руководством

предприятия. Эти цели определяют основу, на которой должно базиро-

ваться долгосрочное планирование, а также определение критических

факторов деятельности предприятия. Эти решения обеспечивают базу

для принятия тактических и оперативных решений.