Проектирование
Система поддержки принятия решений и инженерное
Проект по реинжинирингу бизнеса, как правило, включает следу-
ющие этапы: 1) разработку образа будущей организации; 2) анализ
существующего бизнеса; 3) разработку нового бизнеса; 4) внедрение
нового бизнеса.
Имитация – наиболее удачный подход, обеспечивающий как точ-
ность анализа, так и наглядность, различий при сравнении альтерна-
тивных решений. Немаловажным является и тот факт, что
имитационное моделирование успешно реализуется на персональ-
ном компьютере, которым обеспечивается автоматизированное рабо-
чее место менеджера.
Под единым информационным пространством понимается
совокупность методических, организационных, программных, тех-
нических и телекоммуникационных средств, обеспечивающих опера-
тивный доступ к любым информационным ресурсам предприятия в
пределах компетенции и прав доступа специалистов.
Контроллинг – комплекс методов поиска решений – концепция
системного управления и способ мышления менеджеров, в основе
которых лежит стремление обеспечить долгосрочное эффективное
функционирование организации. Для реализации задач контроллинга
в процессе проектирования СППР создается специализированная ин-
формационная модель, получившая название контроллер.
Контроллер – это совокупность методов и средств для реализа-
ции задач стратегического и оперативного контроля в системе управ-
ления, а также решения стратегических и тактических задач по
направлениям управленческой деятельности (маркетинг, обеспечение
ресурсами, инвестиции и т.п.).
Согласно приведенным подходам формируются основные прин-
ципы создания ИС и ИТ управления. Первый из них – системность и
логичность построения обеспечивающих и функциональных элемен-
тов ИС.
Второй принцип проектирования ИС – широкое применение эко-
номико-математических методов и стандартных программ прогноз-
но-статистического характера. Задачи управления производственной,
финансовой деятельностью организации в большинстве своем ставят-
ся как аналитические, оптимизационные или как задачи планирования.
Третий принцип предполагает декомпозицию системы на ряд ком-
плексов (модулей) задач, каждый из которых моделирует определен-
ную сферу управленческой деятельности.
Четвертый принцип – использование новых методов и включение
вновь созданных программных модулей в систему автоматизации уп-
равленческих работ. Проектирование ИС должно изначально базиро-
ваться на модульных принципах, а компьютерная реализация – допускать
расширение за счет совершенствования структуры программного обес-
печения.
Пятый – это принцип адаптации всех элементов и системы в
целом. Он должен полностью пронизывать идеологию построения ИС
управления – от анализа задач, технико-экономических показателей и
их группировок в модули до формулирования целей.
Конечный продукт работы любого менеджера – это решения и
действия. Принятое им решение ведет либо к преуспеванию предприя-
тия, либо к неудачам. Принятие решения – это всегда выбор опреде-
ленного направления деятельности из нескольких возможных. Так
как процесс управления любой организацией в экономике реализует-
ся исключительно посредством формирования и реализации управлен-
ческих решений, поэтому остановимся на типах решений, которые имеют
различные характеристики и требуют различных источников данных.
Оперативные решения – периодические: одна и та же задача
возникает периодически. В результате процесс принятия решения ста-
новится относительно рутинным и почти беспроблемным. Параметры
(характеристики) хозяйственных процессов, используемые в ходе при-
нятия решения, определены, их оценка известна с высокой точностью,
а взаимосвязь параметров с принимаемым решением понятна. Приня-
тие оперативных решений ведет к вполне ожидаемым и прогнозируе-
мым результатам. Оперативные решения являются краткосрочными.
Тактические решения обычно принимаются управленцами сред-
него уровня, ответственными за обеспечение средствами для дости-
жения целей и намерений, поставленных ЛПР верхнего звена.
Тактические решения не так рутинны и структурированы, как опера-
тивные решения. Все главные параметры объекта управления, входя-
щие в состав тактических решений, неизвестны; оценки характеристик,
определенные как важные, могут быть неизвестны, а взаимосвязь меж-
ду характеристиками и решениями может быть не ясна.
Стратегические решения принимаются на основе целей компа-
нии, определенных в его уставе и уточненных высшим руководством
предприятия. Эти цели определяют основу, на которой должно базиро-
ваться долгосрочное планирование, а также определение критических
факторов деятельности предприятия. Эти решения обеспечивают базу
для принятия тактических и оперативных решений.