Уголовные преступления международного характера и обязательства государств по борьбе с ними.

В международно-правовой литературе встречаются различные варианты названия преступлений международного характера: международные уголовные преступления, конвенционные преступления, уголовные преступления международные преступления, транснациональные преступления. Выше указывалось, что все международные правонарушения разделяются на международные преступления и уголовные преступления международного характера (иногда в контексте встречается синоним: международные уголовные преступления). В главе 7, параграфе 7, посвященным вопросам международной уголовной ответственности физических лиц отмечалось, что международными преступлениями признаются особо опасные для человечества нарушения принципов и норм международного права. Данные преступления нарушают фундаментальные основы для обеспечения мира, защиты личности и интересов международного сообщества в целом. Субъектами такого рода преступлений являются государства и их руководители, высшие должностные лица и исполнители преступных деяний.

Уголовные преступления международного характера чаще всего посягают на внутригосударственный порядок. Одновременно затрагиваются интересы двух и более государств, или международного сообщества в целом. Для рассматриваемой категории международных правонарушений характерно: во-первых, ответственность за уголовные преступления международного характера несут физические лица, а не государства; во –вторых, объектом преступного посягательства являются межгосударственные отношения, международное сотрудничество в различных областях; в-третьих, уголовная ответственность наступает в соответствии международными соглашениями, где применимы санкции по национальному уголовному, уголовно-процессуальному и уголовно-исправительному законодательствам.

Рассмотрим некоторые, наиболее распространенные в мировой практике, уголовные преступления международного характера.

Международный терроризм. В обсуждении вопросов, связанных с проблемами международного терроризма, вовлечены в той или иной мере главные органы ООН, вспомогательные и специально созданные (ad hoc). Например, в 1979-1980 гг. Международный Суд ООН рассматривал дело о захвате американских заложников в Иране; в 1986 году Суд принимал решение относительно иска Никарагуа к США о минировании территориальных вод Никарагуа США (Соединенными Штатами Америки). Совет безопасности ООН рассматривал жалобы государств в связи с актами международного терроризма в ходе агрессии, например, Израиля против Ливана (70-80-е гг.), США против Гренады (1983г). Основополагающей резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН в рассматриваемом вопросе является резолюция, принятая на ее 27-й сессии 18 декабря 1972 г., которая определила отношение государств-членов ООН к проблеме международного терроризма и давшая мандат Специальному комитету по международному терроризму на ее рассмотрение. Не менее важной по своему значению является резолюция Генеральной Ассамблеи ООН, от 7 декабря 1987 года и резолюция от 4 декабря 1989 года. В них был поставлен вопрос о создании в рамках ООН и других международных организаций специальных органов и центров по проблемам международного терроризма. Кроме того, значительную активность в решении этих проблем развивали вспомогательные органы ООН, в их числе: Комитет ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями.

Не менее существенное влияние по сотрудничеству в борьбе с международным терроризмом оказывал и продолжает оказывать Интерпол - международная организация уголовной полиции. К основным направлениям деятельности Интерпола в борьбе с международным терроризмом относятся обмен информацией и разработка политико-юридической основы, которая определяет отношения организации к этому явлению и пути его решения. Деятельность Интерпола включает в себя и разрешение вопросов терроризма в связи с преступлениями, совершаемыми в рамках организованной преступности и незаконного оборота наркотических средств.

Любые усилия государств, направленные на решение вопросов о мерах пресечения международного терроризма должны основываться на законах международного сотрудничества, которые осуществляются на основе принципов международного права: суверенного равенства государств, невмешательство государств во внутренние дела, поддержание мира и обеспечения международной безопасности.

Анализ международных соглашений по вопросам борьбы с международным терроризмом позволяют определить наиболее типичные действия террористов:

-взрывы помещений, посольств, миссий, представительств или штаб-квартир международных организаций;

-диверсионные акты на улицах, в аэропортах, на вокзалах, культурных центрах, промышленных сооружениях, в помещениях для торговой и профессиональной деятельности, связанные с уничтожением или повреждением имущества и причинением людям телесных повреждений или смерти;

-умышленное использование взрывных устройств, встроенных в посылки, бандероли, письма и другие почтовые отправления,

-любой диверсионный акт против общественных сооружений;

-заговор в целях совершения актов международного терроризма и соучастие в них в любой форме и др.

К актам международного терроризма (к формам международного терроризма) относят: захват заложников, акты, направленные против безопасности гражданской авиации, пиратство (терроризм на море), а также незаконный захват и использование ядерного материала. Однако в силу их особой международной опасности, распространенности и многообразия форм совершения для борьбы с ними государства принимают специальные Конвенции, выделяя их в отдельные преступления международного характера.

Надлежащая, правильная и эффективная имплементация положений нормативно-правовой основы международной законности и правопорядка – одно из основных требований, предъявляемых к деятельности компетентных государственных органов и организаций, всех участников международного общения. Если в борьбе с общеуголовной преступностью задействованы прежде всего правоохранительные органы (полиция, органы суда и прокуратуры и другие) и некоторые межведомственные организации (Интерпол), действующие на основе норм внутригосударственного права и, отчасти, норм международного права, то в борьбе с международными преступлениями участвуют, кроме указанных органов и организаций, органы внешних сношений, международные, межправительственные организации, действующие на основе международного права и конституционных внешнеполитических принципов, и в необходимых случаях – на основе норм

Насколько эффективным является договорно-правовое сотрудничество в борьбе с международным терроризмом, какова юридическая природа международных соглашений и способов и методов борьбы с международным терроризмом?

Усиление эффективности соглашений по борьбе с международным терроризмом можно проследить по закреплению, то есть трансформации их положений во внутригосударственное законодательство какой-либо страны.

Республика Казахстан активно сотрудничает с другими государствами в борьбе с международным терроризмом. Конституция Республики Казахстан 1995 года, в частности ст.1 п.1 гласит: «1. Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы». Следовательно, именно человек находится под особой защитой государства. Что касается конституционных внешнеполитических принципов государств, то их реализация в плане предупреждения и пресечения негативного, разрушающего воздействия международного терроризма на международную законность и правопорядок, на межгосударственные отношения, находит свое выражение в следующем положении Конституции. Согласно статье 8, Республика Казахстан уважает принципы и нормы международного права, проводит политику сотрудничества и добрососедских отношений между государствами, их равенства и невмешательства во внутренние дела друг друга, мирного разрешения международных споров, отказывается от применения первой вооруженной силы.

Таким образом, в свете положений Конституции Республики Казахстан 1995 года, отношения Казахстана с другими государствами строятся на основе соблюдения принципа взаимного отказа от применения силы или угрозы силой и принципа сотрудничества.

Эти принципы ориентируют на заключение международных отношений, направленных на борьбу с международными терроризмом, на вступление и участие Республики Казахстан в международных организациях, борющихся с преступностью и терроризмом.

25 мая 1992 году в Москве был подписан Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Республикой Казахстан и Российской Федерацией, ратифицированный Казахстаном в июле того же года. Статья 34 гласит: «Страны будут расширять и углублять сотрудничество в борьбе с организованной, в том числе международной, преступностью, терроризмом, пиратством, наркоманией, а также незаконным оборотом наркотиков и оружия… актами, направленными против безопасности морского судоходства и гражданской авиации».

Аналогичный договор был заключен в 1992 году между Республикой Казахстан и Республикой Узбекистан, Республикой Молдовой; в 1993 году - с Кыргызстаном, Туркменистаном, Грузией, Арменией и Таджикистаном. В 1994 году был подписан Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Республикой Казахстан и Украиной.

Республика Казахстан заключила договоры со многими государствами о принятии совместных усилий в борьбе с международными терроризмом.

К примеру, Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительство Исламской Республики Иран, принятое в Тегеране 6 октября 1999 года «О сотрудничестве в борьбе с организованной преступностью и терроризмом». В преамбуле этого соглашения подчеркивается особо «важное значение расширения международного сотрудничества в области борьбы с организованной преступностью и терроризмом». Стороны договорились обмениваться информацией в этой области и определили основные направления своей деятельности:

- предупреждение и расследование преступлений с сфере борьбы с организованной преступностью и терроризмом;

- борьба с подделкой документов, денег, ценных бумаг …

- борьба с контрабандой оружия, боеприпасов и взрывных веществ…

Стороны также создали Совместную комиссию из представителей министерств внутренних дел и других органов, договорились поочередно проводить сессии на территории государств-участников этого договора.

Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Федеративной Республики Германия (в настоящий момент Германия), подписанное 10 апреля 1995 года «О сотрудничестве в борьбе с организованной преступностью, терроризмом и другими опасными видами преступлений», заключено на 10 лет. В Преамбуле соглашения отмечено, что стороны «намеревались внести вклад в развитие связей между двумя странами на основе Совместного заявления «Об основах отношений между Республикой Казахстан и Федеративной Республикой Германия, подписанного 22 сентября 1992 года», намерены сотрудничать с целью эффективной профилактики и борьбы с… терроризмом, злоупотреблением наркотическими средствами и психотропными веществами, борьбы с незаконным выездом воздушным путем». В статье 1 пределы данного сотрудничества определены внутренним (национальным) законодательством каждой из сторон. Предусматривается обмен информацией с целью борьбы с терроризмом о запланированных совершенных террористических актах, их формах осуществления, о террористических группировках.

Акты терроризма объявлены соглашением как преступления, представляющие существенную угрозу для общественной безопасности. Создана, в соответствии с данным договором, рабочая группа по совместному анализу, связанных с борьбой с незаконным въездом лиц воздушным путем, вопросов и разработке ответных мер. Определены компетентные органы, ответственные за эти направления деятельности обоих стран-участниц.

Таким образом, сознавая разрушающее воздействие международного терроризма на межгосударственные отношения, его угрозу дипломатическим отношениям государств, обмену туристами и деловому сотрудничеству, международному миру и безопасности в целом, вполне объяснима защитная реакция любого государства. Оно предусматривает принятие ответных мер и на внутригосударственном уровне, что, безусловно, содействует укреплению нормативно-правовой основы и единства международной законности и правопорядка.

Новое уголовное законодательство обозначило общечеловеческие ценности: жизнь человека, его права и свободы. Уголовный Кодек Казахской ССР отдавал предпочтение политическим и идеологическим интересам государства, где Особенная часть УК начиналась с особо опасных государственных преступлений, после чего следовали преступления против социалистической собственности и лишь потом – преступления против личности.

Что касается темы терроризма, то в новом Уголовном Кодексе она присутствует введением статьи 233 – «Терроризм», которая гласит: «1. Терроризм, то есть совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительно имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, если эти действия совершены в целях нарушения общественной безопасности, устранения населения либо оказания воздействия на принятие решений государственными органами, а также угрозе совершения указанных действий в тех же целях… » В качестве квалифицирующих признаков указываются: повторность, рецидив, совершение преступлений группой лиц по предварительному сговору, с применением огнестрельного оружия, организованной группой, наступление смерти по неосторожности или иных тяжких последствий, а также преступления с применением … оружия массового поражения, радиоактивных материалов…

Если, в действовавшем ранее Уголовном Законе усматривалась ответственность за проведение терроризма только против государства или общественных деятелей, то новый закон предусматривает ответственность за действие террористического характера в отношении населения, в том числе каждого конкретного человека и гражданина.

Ответственность за терроризм в Уголовном Кодексе Республики Казахстан предусмотрена в двух нормах статьями 167 и 233. При этом, если статья 167 Уголовного Кодекса заменила статью 52 Уголовного Кодекса КазССР, то статья 233 является новой.

Определение захвата заложников дает статья 234 Уголовного Кодекса Республики Казахстан. Трансформация международно-правовых норм об этом явлении в национальном законодательстве Республики Казахстан является важным вкладом в дело борьбы с этими преступлениями на его территории.

Статья 239 признает преступлением «угон воздушного или водного судна либо железнодорожного подвижного состава, а равно и захват такого судна или состава с целью угона…». Признаки пиратства освещены ст. 240, согласно которой пиратство – есть «нападение на морское или речное судно с целью за владения чужим имуществом, совершенное с применением насилия либо с угрозой его применения».

Статьи 247, 248, 249 в качестве преступлений определяют незаконное приобретение, хранение, использование, передачу или разрушение радиоактивных материалов, а также их транспортировка и захоронение, либо хищение и вымогательство радиоактивных материалов.

Ст. 251 определяет еще одно преступление, которое, в сущности, носит вспомогательный характер для осуществления террористического акта – незаконное приобретение, передача, сбыт, хранение … оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, трактуемое также статьями 252-255 Уголовного Кодекса Республики Казахстан. Помимо всех, выше перечисленных, уголовно-наказуемых деяний, таковым является, в соответствии со статьей 242 заведомо ложное сообщение об акте терроризма, а именно: о готовящемся взрыве, поджоге или иных действиях, создающих опасность гибели людей…

Закон Республики Казахстан «О борьбе с терроризмом» 1999 года определяет правовые и организационные основы борьбы с терроризмом, порядок деятельности государственных органов и организаций независимо от форм собственности, а также права, обязанности и гарантии граждан в связи с осуществлением борьбы с терроризмом. В нем определяются понятия: «терроризм», «террористическая деятельность», «международный терроризм», «террористическая акция», «террористический акт», «террористическая организация», «террорист», «антитеррористическая операция», «подразделения специального назначения» и др.

Международно-правовые вопросы борьбы с хищениями культурных ценностей. Что касается преступлений, объектом которых явились произведения искусства, то международное сообщество понимает важность улучшения обмена информацией о специальных положениях национального законодательства, предназначенных для облегчения возврата собственности, которая стала предметом незаконной торговли. Возникает объективная необходимость принятия эффективных мер в отношении лиц, занимающихся хищением или разрушением культурных ценностей.

Проблемы культуры и культурного развития приобрели международный характер. Расширение международных культурных связей ведет к увеличению воздействия норм международного права на процесс взаимного ознакомления народов с культурными ценностями. Одной из задач, стоявших прогрессивным человечеством, является забота о сохранении исторических памятников и других культурных ценностей. Основную заботу о сохранении этих ценностей, об использовании их в интересах нынешних и грядущих поколений должно нести каждое государство. В настоящее время, когда памятникам культуры угрожают опасности самого различного характера, вопрос о международно-правовой охране культурных ценностей является актуальным. Под международной охраной культурных ценностей понимается:

¨ Совокупность правовых норм, предусматривающих сотрудничество государств в деле сохранения и использования этих ценностей.

¨ Международно-правовые меры, призванные уберечь памятники от разрушения, гибели и грабежа, как в военное, так и в мирное время.

¨ Комплекс условий для обмена культурных ценностей разных стран.

Культурные ценности гибнут не только из-за отсутствия элементарных средств на их сохранение и реставрацию. Мир уголовной преступности превращает произведения искусства в доходный бизнес. Другой, немаловажной проблемой в рассматриваемом вопросе является проблема возврата культурных ценностей странам, из которых они были украдены. Национальные суды чаще всего встают на защиту интересов покупателя, который приобрел вещь, не ведая, что она была похищена. В Египте, Италии, Греции распространены незаконные, предпринимаемые частными лицами археологические раскопки, которые можно квалифицировать как расхищение национальных богатств.

Исходя из того, что ущерб, причиняемый культурным ценностям, наносится не только достоянию определенного народа, но и мировому культурному наследию, государства выработали ряд мер по охране этих ценностей. Можно четко различить два правовых режима, установленных для культурных ценностей: на случай войны и в мирное время.

После второй мировой войны в 1954 году по инициативе ЮНЕСКО была принята Гаагская Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта. Что касается международно-правовой охраны в мирное время, то она осуществляется в соответствии с документами, принятыми международным сообществом:

1. Конвенция 1970 года о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи прав собственности на культурные ценности.

2. Конвенция 1972 года об охране всемирного культурного и природного наследия.

3. Рекомендации, определяющие принцип международной регламентации археологических раскопок.

4. Рекомендация о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности.

5. Рекомендация о сохранении культурных ценностей, подвергающихся опасности в результате проведения общественных и частных работ.

6. Типовой договор о предупреждении преступлений, связанных с посягательством на культурное наследие народов в форме движимых ценностей.

Возврат культурных ценностей стране происхождения способствует: во-первых, сохранению самобытности народа, выступающего в качестве одного из важных субъектов культурного сотрудничества; во-вторых, дальнейшему развитию культуры. Такое развитие возможно лишь при условии устранения социальных, политических, идеологических и культурных препятствий. Наконец, в –третьих, созданию новых шедевров мировой культуры этими государствами.