Тема 4. Стандарты аудиторской деятельности

Стандарты аудита регулируют профессиональную деятель­ность аудиторов и широко признаны во всем мире, поскольку позволяют достичь наибольшей объективности в выражении аудиторского мнения по поводу соответствия финансовой от­четности общепринятым принципам ведения бухгалтерского учета и формирования финансовой отчетности, а также устанав­ливают единые качественные критерии сравнения результатов аудиторской деятельности. Единообразие аудиторской деятель­ности является необходимым ее условием ввиду многообразия методик, применяемых в аудиторской практике, и сложности их сопоставления.

Аудиторские стандарты формулируют единые базовые требо­вания, определяющие нормативы по качеству и надежности аудита и обеспечивающие определенный уровень гарантии ре­зультатов аудиторской проверки при соблюдении этих требова­ний. Они устанавливают единые требования к процедуре аудиро­вания, аудиторскому заключению и самому аудитору. С измене­нием экономической ситуации аудиторские стандарты подлежат периодическому пересмотру в целях максимального удовлетво­рения потребностей пользователей финансовой отчетности.

На базе аудиторских стандартов формируются программы для подготовки аудиторов, а также требования для проведения экза­менов на право заниматься аудиторской деятельностью. Аудиторские стандарты являются основанием для доказательства в суде качества проведения аудита и определения меры ответ­ственности аудиторов.

Стандарты устанавливают общий подход к проведению ауди­та, масштаб аудиторской проверки, виды отчетов аудиторов, методологию аудита, а также базовые принципы, которым должны следовать все представители этой профессии независи­мо от условий, в которых проводится аудит. Аудитор, допуска­ющий в своей практике отступления от стандарта, должен быть готов объяснить причину этого.

Стандарты, играют важную роль в аудите и аудиторской дея­тельности, поскольку они:

- обеспечивают высокое качество аудиторской проверки;

- содействуют внедрению в аудиторскую практику новых науч­ных достижений;

- помогают пользователям понимать процесс аудиторской про­верки;

- создают общественный имидж профессии;

- устраняют контроль со стороны государства;

- помогают аудитору вести переговоры с клиентом;

- обеспечивают связь отдельных элементов аудиторского про­цесса.

С развитием транснациональных корпораций, интеграции и превращением аудиторских фирм в крупные международные группы появилась необходимость унификации аудита в между­народном масштабе. Проблемы в области аудита практически одинаковы во всем мире, поэтому профессиональные организа­ции какой-либо страны, решающие очередную проблему аудита, прежде всего изучают вариант ее решения в других организаци­ях, разрабатывающих аудиторские стандарты.

В настоящее время выделяют три группы стандартов:

- национальные;

- международные;

- внутрифирменные.

Национальные стандарты аудита существуют в каждой стране, имеющей специфику ведения бухгалтерского учета и составле­ния отчетности, экономического развития, регулирования эко­номики и т.д.

В Российской Федерации согласно Федеральному закону «Об аудиторской деятельности» разработку федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности осуществляет федераль­ный орган государственного регулирования аудиторской деятельности (ФОГРАД). Утверждает федеральные правила (стан­дарты) Правительство Российской Федерации.

Федеральные правила (стандарты) базируются на междуна­родных стандартах аудита.

Правила (стандарты) аудиторской деятельности – это единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества ауди­та и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации.

Правила (стандарты) аудиторской деятельности подразделя­ются на:

- на федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности;

- внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, действующие в саморегулируемых организациях, а также правила (стандарты) аудиторских организаций и индиви­дуальных аудиторов.

Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности являются обязательными для аудиторских организаций, индиви­дуальных аудиторов, а также для аудируемых лиц, за исключени­ем положений, в отношении которых указано, что они имеют ре­комендательный характер.

Профессиональные аудиторские объединения (саморегулируемые организации) вправе, если это предусмотрено их уставами, устанавливать для своих членов правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые не мо­гут противоречить федеральным правилам (стандартам) аудитор­ской деятельности и требования которых не могут быть ниже требований федеральных правил (стандартов) аудиторской дея­тельности и правил профессионального аудиторского объедине­ния, членами которых они являются.

Разработкой профессиональных требований к аудиту на международном уровне занимаются несколько организаций, в частности Международная федерация бухгалтеров (IFAC), созданная в 1977 г. В рамках IFAC Международный комитет по аудиторской практике издает международные стандар­ты по аудиту, кото­рые преследуют двоякую цель: способствовать развитию профессии аудитора в тех странах, в которых уровень про­фессионализма аудиторов ниже общемирового, и унифицировать по мере возможности отношение к аудиту в международном масштабе.

Международные стандарты по аудиту действуют при любом проведении независимого аудита и по мере необходимости могут также применяться аудиторами при выполнении ими сопутству­ющей деятельности. Однако эти стандарты не превалируют над местными установлениями в той или иной стране, регламенти­рующими аудит и оказание иных сопутствующих услуг в области финансовой информации.

В Австралии. Бразилии, Индии и Голландии международные стандарты используются в качестве базы для разработки соб­ственных стандартов, а в странах, в которых решено не разраба­тывать собственные стандарты (Кипр, Малайзия, Нигерия, Фид­жи, Шри-Ланка), международные стандарты могут полностью использоваться в качестве национальных.

В наиболее развитых странах, имеющих свои национальные стандарты аудита (Канада, Великобритания, Ирландия, США), международные стандарты просто принимаются к сведению про­фессиональными организациями.

Помимо общих аудиторских стандартов существуют и специ­альные стандарты и нормы, регулирующие этапы и сферы аудиторской деятельности, — стандарты и нормы прогнозов и планов, стандарты этики и т.д.

Международный комитет по аудиторской практике от имени Совета Международной федерации бухгалтеров издал стандар­ты проведения аудита, состоящие из международных стандар­тов проведения аудита и стандартов по оказанию сопутству­ющих услуг.

Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы в со­ответствии с требованиями законодательных и иных норматив­ных правовых актов Российской Федерации и федеральных пра­вил (стандартов) аудиторской деятельности вправе самостоятель­но выбирать приемы и методы своей работы, за исключением планирования и документирования аудита, составления рабочей документации аудитора, аудиторского заключения, которые осу­ществляются в соответствии с федеральными правилами (стан­дартами) аудиторской деятельности.

Внутренние стандарты аудита обеспечивают единый подход к аудиторской проверке в данной аудиторской фирме.

Внутрифирменные стандарты не должны противоречить федеральным стандартам, стандартам саморегулируемых организаций и международным стандартам (если аудит проводится по международным стандартам).

В крупных аудиторских фирмах имеются специальные депар­таменты по методологии бухгалтерского учета и аудита, задача которых - разработка внутрифирменных методов предваритель­ной экспертизы состояния дел клиента и заключения договоров, проведения аудиторской проверки в целом и отдельных счетов и операций клиента, подготовки аудиторского заключения и его оформления.

Внутрифирменные стандарты являются индивидуальными, авторскими в каждой аудиторской фирме, их содержание - за­крытая информация. Внутрифирменные стандарты - это набор внутрифирменных инструкций и руководств значительного объема, которые постоянно корректируются в целях совершен­ствования и по причине изменения среды их применения.

Внутрифирменные стандарты, как правило, являются детали­зацией национальных и международных стандартов аудита, они «доводят» требования общепринятых стандартов до уровня кон­кретных методик и конкретных указаний конкретным исполни­телям, осуществляющим аудиторскую проверку.

Внутрифирменные стандарты содержат методики и требова­ния проведения аудита на всех его этапах и обычно включают в себя следующие элементы.

Определение целей соглашения. Каждая аудиторская проверка должна быть тщательно спланирована - это обеспечивает уве­ренность в том, что она проведена квалифицированно и профес­сионально, клиенту предоставлена высококачественная услуга, использование аудиторов было оптимальным и получена ком­мерческая выгода.

Обзор бизнеса. Проверка начинается со знакомства с клиен­том и получения знаний о нем. В фирме постоянно отслежива­ются изменения в законодательстве и профессиональных стан­дартах, а также изменения в бизнесе, которые имеют отношение к клиентам и аудиторской проверке.

Оценка возможного риска. Используя знание клиента и структурированный подход к выявлению риска, определяется риск мошенничества и обычных ошибок и оценивается их значимость.

Оценка системы внутреннего контроля для разработки стратегии аудита. На предварительной стадии проверки оценивается систе­ма внутреннего контроля - сначала система контроля за хозяй­ственной деятельностью, используемая руководством, а затем система бухгалтерского учета и контроля. На этой стадии оцени­вается лишь информация, необходимая для разработки стратегии проверки.

Определение стратегии аудиторской проверки. Обобщаются ча­стные оценки главных рисков и определяются необходимые аудиторские процедуры.

Оценка эффективности системы контроля. Дается расширенная оценка системы внутреннего контроля для разработки плана про­верки и обобщающей оценки системы контроля в конце аудитор­ской проверки. Клиент ставится в известность о ходе проверки.

План независимых обследовании. В плане определяются сущ­ность, применение и продолжительность наиболее эффективных в каждом случае независимых обследований.

Независимые обследования. Независимые обследования про­водятся в соответствии с планом. В зависимости от оценки их результатов в план вносятся соответствующие коррективы.

Завершение аудиторской проверки. Составляется обзор финансовой отчетности и делаются заключительные выводы. Наиболее важные моменты обсуждаются с клиентом.

Представление заключения. Заключение составляется в соот­ветствии с выводами аудиторской проверки. Кроме мнения о финансовой отчетности клиенту представляется отчет о резуль­татах проверки. При этом преследуется цель дать обобщающую оценку соответствия системы внутреннего контроля предъявля­емым требованиям и рекомендации по повышению эффективно­сти системы учета.