Краткая история развития ботаники
Основные разделы ботаники
Значение растений
Роль зеленых растений в природе можно охарактеризовать следующим
образом:
1) обеспечивают атмосферный воздух кислородом, необходимым для
дыхания большинства организмов;
2) в процессе фотосинтеза, используя солнечную энергию, создают из
неорганических веществ и воды огромные массы органических соединений,
которые служат пищей самим растениям, животным и человеку;
3) в органическом веществе зеленых растений накапливается солнеч-
ная энергия, за счет которой развивается жизнь на Земле;
4) растения поддерживают природное равновесие кругооборота ве-
ществ и энергии в биосфере Земли.
Исключительна роль растений в жизни человека. Среди растений
пищевого назначения в первую очередь следует назвать зерновые культуры,
особенно пшеницу, рис, кукурузу. Широко используются в питании овощи,
плоды, корнеплоды, ягоды, продукты, которые получают из сахароносных,
жиромасличных, орехоплодных, пряновкусовых культур. Непрерывно воз-
растает использование человеком всех видов сырья, получаемого из леса.
Деревья дают строительный материал и сырье для получения целлюлозы и
бумаги, канифоли и скипидара, каучука и спирта, искусственного шелка и
кожи, а также белка и сахара, медикаментов и витаминов. Особую группу со-
ставляют растения для промышленной переработки: прядильные, лубяные,
каучуконосные. Современная медицина постоянно пополняется полученны-
ми из растений новыми лекарственными препаратами. Велика оздоровитель-
ная и эстетическая роль зеленых насаждений.
В биологических науках сложилась концепция изучения жизни на ка-
чественно разных уровнях ее организации. Ботаника не является исключени-
ем. Различают молекулярный, клеточный, тканевой, органный, организмен-
ный, популяционный, видовой, биосферный уровни организации. По суще-
ству, эти уровни отражают ход эволюции живых организмов, их историче-
ское развитие от простого к сложному. Каждый из этих уровней имеет свои
закономерности, которые при переходе к следующему не исчезают, а вклю-
чаются в новые, более сложные закономерности. Поэтому для получения
полного представления о биологических структурах или процессах требуется
их изучение на разных уровнях. Этот принцип отражен в нашем курсе: сна-
чала изучается клетка, затем – ткани, органы, целостный организм.
В связи с изучением растений на разных уровнях их организации исто-
рически возник ряд разделов ботаники, каждый из которых решает свои за-
дачи и использует собственные методы исследований. Выделяют следующие
разделы ботаники:
морфология растений изучает внешнее строение растений, отдельных
органов, их видоизменения в зависимости от условий среды;
анатомия исследует внутреннее строение растений, используя опти-
ческие приборы;
цитология изучает строение и функции растительных клеток;
гистология изучает ткани, их расположение, функциональные особенности;
физиология исследует жизненные процессы, присущие растениям
(обмен веществ, рост, развитие и т. д.).
Систематика ставит перед собой несколько целей:
• описать все существующие виды;
• классифицировать их по более крупным таксонам;
• восстановить пути эволюционного развития растительного мира.
Палеоботаника изучает вымершие виды, дошедшие до нас в виде ока-
менелостей и отпечатков в горных породах, и тем самым помогает восста-
навливать этапы развития растительного царства.
Фитоценология изучает растительные сообщества (фитоценозы) и
взаимодействия между их компонентами.
География растений изучает распределение видов растений и фитоце-
нозов по поверхности Земли в зависимости от климата, почвы и геологиче-
ской истории.
Экология– исследует взаимоотношения растений друг с другом и с ус-
ловиями окружающей среды.
Это далеко не полный перечень разделов ботаники. В последние годы
появляются новые разделы, возникшие на стыке двух наук (например, эколо-
гическая анатомия, биохимическая систематика). А перечисленные основные
разделы не всегда резко обособлены друг от друга, и их выделение в качест-
ве самостоятельных научных дисциплин в значительной степени условно.
Человек рано осознал свою зависимость от растительного мира. С
древнейших времен растения служили человеку источником питания, одеж-
дой, кровом, лекарством. С развитием общества, в процессе расширения его
запросов, накапливались знания: человек научился культивировать растения,
выводить новые сорта, начал отбирать для себя пищевые, лекарственные,
технические растения.
Первые письменные трактаты о растениях принадлежат греческому
ученому Теофрасту (372–287 гг. до н.э.), которого называют «отцом ботани-
ки». Он описал свыше 500 видов растений, сделав попытку их классифика-
ции на основе жизненных форм. Из ботанических сочинений до нашего вре-
мени дошли две книги Теофраста, в которых обобщены сведения по морфо-
логии, географии, медицинскому значению растений.
Дальнейшее развитие ботаники в античном мире, особенно в Древнем
Риме, шло в прикладном направлении и касалось в основном земледелия и
медицины. Древнеримский ученый Плиний Старший (23–79 гг. н.э.) написал
первый учебник по ботанике, дошедший до наших дней.
В период средневековья развитие общества шло очень медленно и не
способствовало развитию наук, т.к. потребности феодального общества были
очень ограниченны, что было связано с периодом инквизиции католической
церкви, борьбой с ересями, научным познанием природы. В это время разви-
тие ботаники приостановилось.
Переломный момент в истории ботаники наступил в конце XV века, в
эпоху великих географических открытий. Из заморских стран стали приво-
зить новые виды растений, возникла необходимость в их инвентаризации,
т.е. описании, наименовании и классификации. В это время зарождаются и
развиваются формы сохранения растений для их сравнительного изучения. В
середине XVI века было положено начало гербаризации. Возникают первые
ботанические сады в Италии (1540 г. – в Падуе, 1545 г. – в Пизе), Швейцарии
(1560 г. – в Цюрихе). Немецкий художник Альбрехт Дюрер (1471–1528), ил-
люстрируя ботанические книги, создает великолепные гравюры растений.
Таким образом, в этот период закладываются основы ботанической терми-
нологии, достигает расцвета описательная морфология растений.
В 1583 г. итальянец Чезальпино сделал попытку классификации расте-
ний, в основу которой положил признаки строения плодов и семян (выделил
15 классов). Выдающийся английский естествоиспытатель Роберт Гук (1635–
1703) усовершенствовал микроскоп и при рассмотрении среза пробки обна-
ружил, что она состоит из крохотных ячеек. В 1665 г. он описал раститель-
ные клетки и ввел термин «cellula», что на латыни означает «клетка». Мар-
челло Мальпиги (1628–1694) и Неемий Грю (1641–1712) положили начало
анатомии растений, описав клетки, ткани различных видов и их значение. В
1671 г. они, независимо друг от друга, выпустили книги с одинаковым на-
званием «Анатомия растений».
Систематика и описательная морфология XVIII в. достигла высшего
развития в трудах шведского ботаника Карла Линнея (1707–1778). В 1735 г.
Линней выпустил книгу «Система природы», где классифицировал растения
по строению органа размножения – андроцея. Он выделил 24 класса. Эта
система была искусственна, т.к. в ее основу было положено не родство растений, а сходство некоторых признаков. Однако система Линнея была очень
удобной: согласно ей легко было найти растение по строению цветка. Важ-
ным нововведением Линнея в систематику была бинарная номенклатура. В
ней каждый вид обозначался двумя словами (первое – название рода, второе
– видовой эпитет).
Значительными успехами в ботанике был отмечен XIX век. Оформи-
лись и возникли такие разделы, как физиология, география и экология расте-
ний, геоботаника, палеоботаника, эмбриология и т.д. Во всех разделах бота-
ники был накоплен огромный фактический материал, что создало базу для
обобщающих теорий. Важнейшими из них стали клеточная теория и теория
эволюционного развития жизни.
В 1838 г. немецкий ботаник М.Шлейден установил, что клетка – это
универсальная структурная единица в теле растений, а в 1839 г. зоолог
Т.Шванн распространил этот вывод и на животных. Разработка клеточной
теории оказала огромное влияние на дальнейшее развитие биологии и поло-
жила начало цитологии.
Появление эволюционной теории Чарльза Дарвина (1809–1882)стало
началом новой эпохи в развитии всех биологических наук. Начался новый
период для систематики – эволюционный (филогенетический), т.е. возникла
необходимость объединять в одни таксоны виды, единые по происхожде-
нию, а не по внешнему сходству. Морфологи начали изучать то, какими пу-
тями и под влиянием каких причин исторически сложились организмы. За-
кономерности географического распространения организмов стали объяс-
нять не только современными условиями, но и историческими причинами.
Новый прорыв в развитии ботаники, как и всей биологии, произошел в
XX веке. Одной из его причин стал научно-технический прогресс, стимули-
ровавший появление новых исследовательских инструментов и методов. В
середине века были изобретены электронные микроскопы с высокой разре-
шающей способностью, что определило бурное развитие анатомии, цитоло-
гии, биохимии, молекулярной биологии, генетики.