Чехия в Позднем Средневековье.
С конца XIII века в Чешское королевство, которое было частью Священной Римской империи, переселяется множество немцев-горожан. Их привлекали богатые чешские рудники (особенно серебряные), которые тогда начали интенсивно разрабатываться. В Германии традиции ремесел и горного дела были старше, чем в Чехии, поэтому приезжие немцы оказывались лучшими умельцами, чем чешские мастера, и занимали ведущие места в чешской промышленности и культуре. Этому процессу содействовали императоры и папы, поэтому многие города, особенно Прага и Кутна-Гора, в течение XIV века наполовину онемечились (например, в совете Пражского университета, основанного в середине XIV века, из четырех главных постов три занимали немцы). Чехи считали себя не ниже немцев и требовали преимуществ на своей родине, но правители империи не придавали значения мнению простого люда, а чешский король и многие паны, перенявшие немецкий образ жизни, не хотели ссориться с империей. Национальная рознь обострялась, охватывая все слои общества.
Вождем недовольных чехов стал ученый и патриот Ян Гус (1371—1415) — профессор Пражского университета, священник и выдающийся оратор. Главной мишенью его проповедей была католическая церковь, переживавшая в начале XV века раскол и упадок: одновременно действовали три папы (в Риме, Авиньоне и Болонье), которые отлучали и проклинали один другого. Нуждаясь в деньгах, они развернули торговлю индульгенциями (грамотами об отпущении грехов). Большое недовольство чехов вызывало богослужение на латыни, а также неполное (только хлебом, без вина) причастие мирян. Требования изменить этот порядок сближали Гуса с православной церковью, а в глазах Рима делали его еретиком. В1415году Гуса вызвали на церковный собор в Констанце и осудили на смерть как еретика, несмотря на гарантию неприкосновенности, которую ему дал император Сигизмунд.
Казнь Гуса взорвала Чехию; повсюду появились бродячие проповедники. Они говорили, что церковь стала орудием сатаны и скоро придет конец света: погрязшие в грехе города разрушатся, уцелеют только новые общины честных верующих. Крестьяне стали покидать села и собираться в горах, строить там крепости, главной из которых была Табор (ее защитников по названию горы и крепости называли таборитами). Королевские войска, представители папы римского и паны-католики пытались помешать народным сборищам, но в1419 году ополченцы под предводительством рыцаря Яна Жижки (1360—1424) впервые разбили панов у Судомержи.
В Праге произошло восстание: многие члены городского совета были убиты, королева Софья потеряла власть (король Вацлав IV умер незадолго до этого). В столице образовалась «коммуна», но горожане к полному согласию так и не пришли. Высшая знать Чехии стремилась устроить аристократическую республику, сделав простому люду минимальные уступки и присвоив богатства католической церкви и немецкой знати. Так образовалась партия «умеренных» (или чашники). Лидером чашников стал епископ Ян Рокицана.. Бедный люд Праги (подмастерья и мелкие ремесленники) требовал примерно того же, что и табориты. Партию бедноты возглавил священник Ян Желивский. Она не могла победить в Праге своими силами и искала союза с таборитами, которых возглавил Ян Жижка — первый гетман гуситов. Император Сигизмунд и папа Мартин V пытались подавить чешскую революцию, организуя против нее крестовые походы. Но (к удивлению всей Европы) эти походы завершались поражениями, хотя войска крестоносцев значительно превосходили числом гуситов. Главной причиной этих побед являлась небывалая в средневековье дисциплина воинов-гуситов, а также их военно-техническое превосходство. Прежде европейские рыцари строили укрепленные лагеря из телег, а неуклюжие пушки применяли только при осаде крепостей. Табориты впервые создали подвижные укрепления из боевых повозок вроде танковых колонн, оснащенные легкой полевой артиллерией.
После многих поражений крестоносцев, которые не прекратились со смертью Яна Жижки, император Сигизмунд понял, что «победить чехов могут только чехи», и стал разжигать рознь между таборитами и «умеренными».
Среди таборитов тоже не было единства мнений. Они жили в условиях «военного коммунизма», и многие из них (пикарты) думали, что так должны жить все люди. Другие (подобно Жижке) придерживались более умеренной программы, признавая частную собственность и понимая, что без такой уступки невозможен союз Табора и Праги. Жижка разгромил пикартов и казнил их вождей, Когда руководители пражского купечества убили Яна Желивского и его друзей, Жижка не стал мстить, чтобы распря среди чехов не привела к победе крестоносцев. В итоге Прага попала под контроль чашников, которые считали, что революция уже победила, а табориты пусть сами борются за свои идеалы. Ян Рокицана и его сторонники не хотели победы Сигизмунда, но и не стали бы возражать, если бы он уничтожил таборитов, ослабив при этом свои войска.
В конце 1420-х годов военно-демократические армии таборитов совершили ряд ответных походов на земли Польши и Германии. Они уверенно побеждали феодалов, но местные крестьяне не помогали таборитам, и те постепенно утратили былой боевой авторитет. К этому времени войска чашников сравнялись с таборитами в боевом опыте и качестве вооружения. В1434 году при Липанах произошло сражение между их армиями, и чашники победили из-за измены одного из таборитских гетманов. Большинство вождей таборитов погибло, и движение пошло на убыль.
В 1437 году император Сигизмунд взял последнюю крепость таборитов, но вскоре умер, так и не став правителем Чехии. Пражская знать и феодалы выбрали нового короля — пана Йржи из Подебрад, который утвердил все привилегии «умеренных» гуситов», а католиков не притеснял. Уцелевшие вожди таборитов бежали или попали в тюрьму, однако массового террора победителей в Чехии не было. Страна превратилась в обычное европейское королевство с национальной церковью, независимой от папы римского. Новый император и папа смирились с этим порядком; Чехия осталась в составе империи.
В целом гуситская революция удалась в той мере, в какой чешское общество было к ней готово. Города добились ведущей роли в стране, потеснив феодалов и церковь. Крестьяне получили немного, поскольку их программа с самого начала была консервативной. Как только мечты о скором общем равенстве рассеялись, так как ни развитие хозяйства, ни культурный уровень общества не позволяли воплотить этот идеал, программа таборитов потеряла свою популярность. Дальнейший итог борьбы определили те, кто занимал передовые позиции в экономике Чехии. Капиталистическая Прага в этом отношении значительно опережала военно-демократический Табор, поэтому пражане одолели таборитов. Гуситскую революцию можно считать «репетицией» европейской Реформации XVI века, которая была ускорена в Чехии межнациональными конфликтами.