История Древнего Двуречья и Малой Азии.

Первые земледельцы пришли в долину Евфрата около 7000 лет назад. Долина Тигра была освоена позже, потому что эта река очень бурная. Около 3500 года до н. э. на юге Двуречья появились шумеры. Они спустились в долину Евфрата с гор северо-востока и говорили на особом языке. (Родственные связи шумерского языка пока не выяс­нены.) Себя они называли «саг-гаг» (головы черные), а своих вождей — «угула гуруш» (старшина воинов). Самых знаменитых воинов называли «шуль» (бык). Когда шумеры пришли в Двуречье, они уже умели делать гли­няную посуду и выплавлять медь из руды. У них была письменность: первые клинописные таблички были написаны около 3000 года до н. э., они старше египетских папирусов. Шумеры верили во многих разных богов, которых изображали в виде людей. Верховными богами считались Эн-лиль (Владыка ветра), Эн-ки (Владыка земли и воды), Уту (бог Солнца и справедливости), Инанна (богиня любви). Позднее самыми важными богами стали Нинурта (бог воины и победы) и Эн-ки, которого считали богом мудрости. Храмы жители Двуречья строили на высоких подножиях — зиккуратах, которые имели вид многоступенчатых кирпичных пирамид. Возвышавшиеся над равниной на 30—40 м зиккураты были видны даже из соседних городов. Двуречье славилось искусными мастерами во многих ремеслах. Некоторые слова шумерских ремесленников попали в русский язык, например: руда происходит от шумерского «уруду» (медь, медная руда); секира — от шумерского «шукурру» (топор); темя — от шу­мерского «темен» (середина, основание).

Одновременно с племенами шумеров с северо-запада в Двуречье пришел другой народ — аккадцы, которые говорили на языке, род­ственном древнеегипетскому и арабскому. Сначала шумеры и аккадцы воевали между собой. Потом они стали жить мирно и основали много городов: на юге — Ур (по-шумерски это значит «город»), Урук, Эреду, Лагаш, а на севере — Аккад, Мари, Ашшур. Каждый город был столицей княжества, правителя которого шумеры называли «лу-галь» (человек боль­шой), а аккадцы—«шарру».

Около 2700 года до н. э. в Двуречье произошло огромное навод­нение — Потоп, разрушивший почти все города и погубивший мно­жество людей. Прошло время, и жизнь возобновилась. Шумеры стали вести отсчет своей истории именно с этого события, исчисляя время в поколениях, например: «В третьем поколении после Потопа в Урукс правил Гильгамеш». Прочитав записи на глиняных табличках, мы узнаем, что Гиль­гамеш был воином и путешественником. Он дружил с Энкиду — вождем племени охотников-горцев, они вместе победили Хумбабу — правителя лесистой страны в горах Элама (или Ливана). Потом Энкиду умер от болезни. Потрясенный этой смертью, Гильгамеш поссорился с Инанной — главной богиней Урука. Лишенный ее по­кровительства, Гильгамеш отправился странствовать в поисках тра­вы, дающей здоровье и бессмертие. Его жизнь описана в первой шумерской поэме «Об увидевшем все», текст которой записан на глиняных табличках. Наряду с литературными произведениями шумеры оставили множество хозяйственных документов. Большая их часть — дого­воры об обмене зерна и масла на медь, серебро и другие ценности, о найме работников, о временной передаче земли в пользование от одной семьи к другой и др. Документов о продаже земли или рабов за деньги в эту эпоху мы не имеем.

Около 2400 года до н. э. города Двуречья часто воевали между собой, а внутри городов бедняки восставали против гнета царей и жрецов. Сохранилась запись о том, как жрец (или вождь) Уру-Иним-Гина стал правителем города Лагаша и разделил земли богачей среди бедняков. Но вскоре он был побежден царем соседнего города с помощью местных жрецов. В 2316 году до н. э. власть в городе Аккад захватил воевода Саргон. Он создал постоянную армию из нескольких тысяч лучников, с ее помощью подчинил все города Двуречья и создал большое госу­дарство, которое просуществовало около ста лет. На севере и западе войска Саргона доходили до Малой Азии и берегов Средиземного моря, на востоке было завоевано государство Элам. Народыэтих стран не были экономически связаны между собой. Государство Саргона держалось только военной силой. Вскоре оно распалось, и власть в Двуречье захватили кутии — жители окрест­ных степей. Затем кутиев изгнали цари Ура, которые основали по­следнее шумерское государство, просуществовавшее около 150 лет. Около 2000 года до н. э. оно было разгромлено эламитами и больше не возродилось. Однако шумерский язык еще много веков был в ходу у народов Двуречья.

В начале 2-го тыс. до н. э. на север Двуречья вторглись амореи, (их язык родствен аккадскому языку). Они захватили страну Аккад и на юге ее, на месте бывшего шумерского города Ка-Дингир, основали свою столицу, которую назвали Баб-Илу (ворота бога), переведя на свой язык старое шумерское название. Позднее греки стали называть этот город Вавилоном — это слово перешло в современные языки. Около 1750 года до н. э. царь Вавилона Хаммурапи объединил все Двуречье. Царские послы ездили в Сирию, Финикию, Элам, Египет и в царство хеттов. Законы нового государства были выбиты на каменных столбах, установленных в главных городах страны, Эти законы упорядочивали торговлю, ремесла, землевладение ч рабовладение. При Хаммурапи было вырыто много новых каналов для очистки земель от накопившейся соли, которая лишала землю плодородия.

После 1600 года до н. э. царство потомков Хаммурапи распалось. В Двуречье вторгались разные завоеватели: эламиты, хетты, егип­тяне, касситы, воевавшие между собой и разорявшие древние города. Однако создать прочную державу сумели только касситы;их цар­ство существовало около 400 лет. Самым важным городом Двуречья в это время оставался Вавилон.

В 11 веке до н. э. из Аравийской пустыни в Двуречье пришли кочевые племена арамеев и халдеев. Арамеи осели в Южном Дву­речье и оттуда контролировали Вавилон, а в горах на севере Двуречья усилилось Ассирийское царство. Его столицей сначала был город Ашшур (названный в честь верховного бога), потом — город Кальку и наконец Ниневия. Ассирийцы жили в горах, любили охоту и были храбрыми, стой­кими воинами; первыми в Двуречье научились ездить верхом на лошади и выплавлять из руды железо. У них было лучше развито скотоводство, чем земледелие. Цари Ассирии создали большую армию, имевшую железное во­оружение, которая с 900 до 630 года до н. э. почти не знала пораже­ний. Правители Вавилона, Элама, Сирии, Урарту, Финикии, позднее даже цари Египта платили дань ассирийцам. В ассирийской столице Ниневии были построены роскошные дворцы и храмы.

В конце 2-го тыс. до н. э. в Финикии был изобретен алфавит. Сначала он состоял из одних согласных букв, например: слово «царь» записывалось буквами ШР, и читатель должен был сам догадаться по смыслу текста, что это надо читать «шарру». Алфавит был проще и удобнее привычной клинописи, он быстро распространился среди народов Ближнего Востока, а затем и других стран. Все древние и современные алфавиты — греческий, латинский, индийский, рус­ский, еврейский, арабский — имеют своим предком финикийский алфавит. С этого времени число грамотных людей стало быстро расти, появились первые библиотеки. Слово «библиотека» греческое, оно происходит от слова библиа (книги). Библия—так греки назвали мифы и предания древних евреев — была написана в 6—5 веках до и. э., а исторические события, описанные там, происходили с 12 по 5 век до н. э.

В 7 веке до я. э. царь Ашшурбанапал собрал в Ниневии большую библиотеку из глиняных табличек (ее остатки найдены археологами в 19 веке). Именно там были найдены шумеро-аккадский словарь, поэмы о Гильгамеше, о Всемирном потопе, о сотворении человека богами, а также хорошо сохранившиеся отчеты ассирийских царей о событиях, происходивших во время их правления. Начиная с 9 века до н. э. вавилонские жрецы стали вести регулярную летопись всех важных событий, происходивших в Вавилоне и вокруг него. Так начиналась наука история.

В 7 веке до и. э. ассирийское господство на Ближнем Востоке пошатнулось. Ассирия не успевала подавлять восстания в Эламс, Египте, Вавилоне, Сирии, Урарту, Финикии. Во время этих восста­ний было разрушено много городов (даже Вавилон). Их жителей убивали или продавали в рабство. Десятки тысяч крестьян и горожан были насильно выселены из родных мест на чужие разоренные земли. Но эти жестокости не помогали. Все новые народы поднимались против Ассирии, и в 612 году до н. э. она была разгромлена мидянами и вавилонянами, ее столица — Ниневия разрушена и сожжена дотла. После гибели Ассирии в Двуречье образовалось Нововавилонское царство, где правили цари-халдеи. Самый знаменитый из них— Навуходоносор (Набу-кудурри-уцур) — упоминается в Библии. К востоку от Двуречья сложились государства мидян и персов. Языки этих народов родственны языку хеттов и современным языкам — рус­скому, индийскому, английскому, греческому. В середине 6 века до н. э. персидский правитель Кир (Куруш) победил мидян и создал сильное царство. В 538 году до н. э. войска Кира взяли Вавилон. После этого все города Двуречья подчинились персам. Персы завоевали также Финикию, Малую Азию и Египет. Так Ближний Восток был объединен в новой Персидской империи. Народы Ближнего Востока издавна были тесно связаны между собою торговлей и общей клинописной грамотой. Избавившись от жестокой власти ассирийских царей, они были готовы признать власть любого правителя, который даст им устойчивый мир и позво­лит жить привычной жизнью. Ассирийские цари не сумели этого сделать, а персидские — смогли. Поэтому Персидская империя су­ществовала более 200 лет — до тех пор, пока ее не завоевал еще более могущественный царь — Александр Македонский.