Этапы нарастания террористической угрозы

Основные шаги по противодействию угрозе терроризма в Казахстане.

Тем не менее, в Казахстане была проделана значительная работа по созданию и совершенствованию законодательной базы для выявления и пресечения террористической и экстремистской деятельности. В июле 1999 года был принят Закон «О борьбе с терроризмом», определивший правовые и организационные основы борьбы с терроризмом в респуб-лике, порядок деятельности государственных органов и организаций, независимо от форм собственности, а также права, обязанности и гарантии граждан в связи с осуществлением борьбы с терроризмом.

В декабре 2003 года распоряжением Президента создан Антитеррористический центр Комитета национальной безопасности. На АТЦ возложена координация деятельности всех специальных, правоохранительных и иных ведомств по борьбе с терроризмом.

В октябре 2006 года Верховным Судом РК, по заявлению Генерального прокурора РК, признаны террористическими и запрещена деятельность на территории Казахстана следующих международных организаций:

1. «Аль-Каеда».

2. «Исламская партия Восточного Туркестана».

3. «Курдский народный конгресс».

4. «Исламское движение Узбекистана».

5. «Асбат-аль-Ансар».

6. «Братья мусульмане».

7. Движение «Талибан».

8. «Боз Гурд».

9. «Жамаат моджахедов Цент-ральной Азии».

10. «Лашкар-и-Тайба».

11. «Общество социальных реформ».

Позже решением суда

г. Астаны была также запрещена деятельность организации «Хизб-ут-Тахрир-аль-Ислами», «Аум Синрикё» и Организации освобождения Восточного Туркестана.

Все организации, включенные в список, являются международными террористическими структурами, активность которых направлена преимущественно против регионального окружения Казахстана, что подтверждало тезис о внешнем характере террористической угрозы для нашей страны. Поэтому Казахстан активно развивал и развивает международное сотрудничество по линии борьбы с терроризмом и экстремизмом, являясь членом таких организаций, как Антитеррористический центр (АТЦ) СНГ, Региональная антитеррористическая структура (РАТС) ШОС.

На самом деле проявления терроризма имели место в Казахстане и раньше. Некоторые исследователи в качестве такового рассматривают захват заложников в аэропорту Шымкента в феврале 1992 года, другие вспоминают ликвидацию в Алматы (2000 г.) членов вооруженной экстремистской группы. Но эти локальные проявления терроризма имели преимущественно криминальный характер.

Условно можно выделить три этапа нарастания террористической угрозы в Казахстане.

1. «Чужие террористы» (конец 90-х – начало 2000-х годов)

Десять лет назад проблема терроризма для Казахстана в большей мере связывалась с тем, что на территории рес-публики могли скрываться беглые, или так называемые «чужие», террористы – лица, преследуемые собственными государствами за участие в незаконных вооруженных формированиях. Также имело место мнение, что территория Казахстана использовалась как транзитный участок. Однако фактически эти утверждения не подтверждались. Тем не менее, казахстанские спецслужбы регулярно задерживали «чужих террористов», которых затем передавали своим коллегам из других стран.

Так, к примеру, в 2000–2004 годах правоохранительными органами Казахстана было задержано и выдано узбекской стороне 8 граждан Узбекистана, скрывавшихся на территории нашей страны от преследования за террористическую деятельность. В 2004–2005 годах задержаны и экстрадированы в Россию, Узбекистан и ряд других стран 11 лиц. В 2006 году задержано и экстрадировано 13 человек, уличенных в причастности к терроризму – в Россию, Узбекистан, Турцию и Китай.

2. «Вербовочный» (начало – середина 2000-х годов)

В этом периоде отмечается учащение случаев вовлечения и участия граждан Казахстана в террористической деятельности, как на территории сопредельных стран, так и в странах дальнего зарубежья. Самый громкий случай – ликвидация отечественными спецслужбами террористической группы «Жамаат моджахедов Центральной Азии», на счету которой целая серия террористических актов, организованных весной-летом 2004 года в Узбекистане. В данную группу входили граждане Казахстана, которые действовали преимущественно против властей Узбекистана, которые, по их мнению, ущемляют права мусульман.

Также появлялась информация, что граждане Казахстана участвовали в деятельности незаконных вооруженных формирований на территории Афганистана и ряда других стран (одним из заключенных тюрьмы Гуантанамо был гражданин Казахстана). Поэтому в 2005 году известная американская неправительственная организация «Национальный разведывательный совет» презентовала аналитико-прогностический доклад «Карта глобального будущего», где Казахстан, наряду с Россией, Азербайджаном и Туркменистаном, был отнесен к регионам базирования ячеек и групп радикальных исламистов и проживания «профессиональных бойцов джихада», имеющих спецподготовку и опыт участия в террористических акциях. Иными словами, Казахстан, считавшийся наименее подверженной угрозе терроризма страной, в этот период начал упоминаться в различных экспертных сводках.

3. «Локальные или «свои» террористы» (с конца 2000-х годов)

Этот период характеризуется также резким учащением случаев участия граждан Казахстана в террористической деятельности на территории других стран.

Так, в июле 2009 года во время спецоперации, проведенной в Дагестане, было убито 8 боевиков, у 5 из которых, по данным источников в правоохранительных органах, обнаружены казахстанские паспорта.

19 июля 2009 года кыргызские спецслужбы задержали 18 человек по подозрению в причастности к террористической деятельности в Бишкеке и на юге страны, среди которых – граждане Кыргызстана, Узбекистана и Казахстана.

19 сентября 2010 года во время спецоперации в Раштской долине Таджикистана у одного из убитых боевиков таджикские силовые органы обнаружили паспорт гражданина Казахстана Артура Набиева.

С начала 2011 года на территории России задержаны и убиты 6 граждан Казахстана, причастных к терроризму.

19 января 2011 года МИД Казахстана подтвердил задержание одного гражданина Казахстана по подозрению в организации терактов в Бишкеке.

В феврале 2011 года в Махачкале были задержаны двое подозреваемых в участии в незаконных вооруженных формированиях, которые являются гражданами Казахстана, – Альберт Абдикаримов, 1989 года рождения, и Раинбек Ержанов, 1990 года рождения.

С другой стороны, стали отмечаться попытки осуществления террористической деятельности уже на территории нашей страны. Об этом свидетельствует следующая таблица.

 

События в Актобе, Астане и Шубарши, вне зависимости, подтвердится их террористическая подоплека или нет, являются не только тревожным сигналом, но и свидетельствуют о нарастании тенденции усиления угрозы в Казахстане. Так, на одном из экстремистских зарубежных сайтов в сентябре 2010 года была опубликована так называемая фетва о джихаде против казахстанской полиции, в которой содержались не просто призывы к «сопротивлению», а именно к организации коллективных вооруженных нападений. На этом сайте детально объясняли, как должны быть организованы теракты против сотрудников правоохранительных органов.

Возможно, этим материалам не придали серьезного значения в правоохранительных органах и сайты не были сразу заблокированы. И только спустя месяц после взрывов в Актобе и Астане Генпрокуратура РК заявила о выявлении 15 иностранных сайтов, содержание которых нарушает запрет на пропаганду и оправдание терроризма и экстремизма. Их распространение на территории РК признано незаконным в судебном порядке и приняты меры по ограничению доступа казахстанских пользователей к материалам.

Впрочем, терроризм, как и любое другое явление, имеет целый комплекс причин и сложно переплетающихся мотивов. В условиях же Казахстана можно выделить, по крайней мере, три основных фактора, способствующих нарастанию угрозы терроризма.

Во-первых, фактор социальной депрессии, отсутствие каналов и лифтов социальной мобильности. Социальное расслоение и определенная кастовость социальных групп. Невозможность самореализации и достижения социального успеха. Социальная неустроенность и отсутствие жизненных перспектив, особенно среди молодежи. И все эти проблемы усугубляются коррупцией в обществе. Кроме того, при достижении критического порога в разделении богатых и бедных возникают социальные протесты, одной из форм которых вполне вероятно могут стать теракты.

Во-вторых, низкая эффективность государственной политики в идеологической сфере, в частности, некоторый формализм в регулировании религиозной и межэтнической сферы, в проведении языковой и религиозной политики.

В-третьих, на ситуацию с терроризмом всегда влияет наличие «очагов напряженности» в сопредельных государствах. В нашем случае – сохранение текущей нестабильности в Центральной Азии – вероятность обострения политического кризиса в Кыргызстане и возможные очередные попытки дестабилизации ситуации в Таджикистане, Узбекистане.