Казахстан - близкий тыл Сталинградского фронта.
Об этом со всей определснностыо было заявлено 9 октября 1942 г. в Обращении от имени народа ЦК КП (б) и правительства Казахской ССР к своим землякам, защищавшим город-герой на Волге.
23 октября 1942 г. Казахское радио организовало специальную радиопередачу для защитников
Сталинграда. В ней приняли участие председатель СНК КазССР Н. Д. Ундасынов, С. Маршак, С.
Муканов, А. Стаханов и др.
Казахстан граничил со Сталинградской (ныне Волгоградской) областью на протяжении 500 км от Каспийского моря до Александрова Гая (граница дана на декабрь 1943 г).
Началось строительство 6 оборонительных рубежей. Были отведены земельные участки под строительство 10 аэродромов в Чапаевском, Ушаковском, Тайпакском, Зеленовском районах ЗКО.
Возводились в оборонительные сооружения в Байганинском, Актюбинском, Джурунском, Челкарском, Ключевском районах Актюбинской области.
В Западный Казахстан были направлены для размещения личный состав и материальные ценности более 120 частей Сталинградского фронта, в том числе 8-я воздушная армия.
На станциях Сайхан, Джанибек и Шунгай, кроме авиационных частей, разместились склады 1-й танковой и 57-й армий.
В Уральске был развернут крупный военно- оперативный узел связи.
Вдоль р. Урал от Гурьева были размещены суда «Волго-танкер», прибывшие из-под Сталинграда, военные катера Каспийской и Волжской флотилий.
Число эвакуированных госпиталей в Запад- ном Казахстане увеличилось до 20.
Немецко-фашистская авиация, совершая фуп- повые налеты на ст. Сайхан, Шунгай, Джанибек, причинила большой ущерб народному хозяйству на сумму свыше 7 млн. руб. Оно не смогло парализовать единственную железнодорожную коммуникацию Сталинградского фронта "Уральск - Урбах – Астрахань.
На полную мощность трудились оборонные заводы, предприятия цветной металлургии, угольной и нефтяной промышленности.
• Осенью 1942 г. бронстанковыс базы дало «вторую жизнь» 300 боевым машинам и 500 моторам.
• Актюбинские авиамастерские ежемесячно выпускали 30 самолетов и 160 авиамоторов.
• Предприятия легкой промышленности Западного Казахстана по заказу Сталинградского фронта наладили производство теплого обмундирования, саней, конского снаряжения.
• С помощыо ГКО была решена задача строительства нефтепровода Пешной - Гурьев
- Орск и морского порта. Работники морского флота в б раз увеличили перевозки нефтепродуктов.
• Нефть транспортировалась по морю: Баку- Гурьев, Гурьев-Кандагач и по нефтепроводу на Орск.
• Гурьев стал тыловой коммуникацией южной группы войск фронта. Он связывал фронт с Кавказом и Средней Азией.