Казахстан - близкий тыл Сталинградского фронта.

Об этом со всей определснностыо было заявлено 9 октября 1942 г. в Обращении от имени народа ЦК КП (б) и правительства Казахской ССР к своим землякам, защищавшим город-герой на Волге.

23 октября 1942 г. Казахское радио организовало специальную радиопередачу для защитников

Сталинграда. В ней приняли участие председатель СНК КазССР Н. Д. Ундасынов, С. Маршак, С.

Муканов, А. Стаханов и др.

Казахстан граничил со Сталинградской (ныне Волгоградской) областью на протяжении 500 км от Каспийского моря до Александрова Гая (граница дана на декабрь 1943 г).

Началось строительство 6 оборонительных рубежей. Были отведены земельные участки под строительство 10 аэродромов в Чапаевском, Ушаковском, Тайпакском, Зеленовском районах ЗКО.

Возводились в оборонительные сооружения в Байганинском, Актюбинском, Джурунском, Челкарском, Ключевском районах Актюбинской области.

В Западный Казахстан были направлены для размещения личный состав и материальные ценности более 120 частей Сталинградского фронта, в том числе 8-я воздушная армия.

На станциях Сайхан, Джанибек и Шунгай, кроме авиационных частей, разместились склады 1-й танковой и 57-й армий.

В Уральске был развернут крупный военно- оперативный узел связи.

Вдоль р. Урал от Гурьева были размещены суда «Волго-танкер», прибывшие из-под Сталинграда, военные катера Каспийской и Волжской флотилий.

Число эвакуированных госпиталей в Запад- ном Казахстане увеличилось до 20.

Немецко-фашистская авиация, совершая фуп- повые налеты на ст. Сайхан, Шунгай, Джанибек, причинила большой ущерб народному хозяйству на сумму свыше 7 млн. руб. Оно не смогло парализовать единственную железнодорожную коммуникацию Сталинградского фронта "Уральск - Урбах – Астрахань.

На полную мощность трудились оборонные заводы, предприятия цветной металлургии, угольной и нефтяной промышленности.

• Осенью 1942 г. бронстанковыс базы дало «вторую жизнь» 300 боевым машинам и 500 моторам.

• Актюбинские авиамастерские ежемесячно выпускали 30 самолетов и 160 авиамоторов.

• Предприятия легкой промышленности Западного Казахстана по заказу Сталинградского фронта наладили производство теплого обмундирования, саней, конского снаряжения.

• С помощыо ГКО была решена задача строительства нефтепровода Пешной - Гурьев

- Орск и морского порта. Работники морского флота в б раз увеличили перевозки нефтепродуктов.

• Нефть транспортировалась по морю: Баку- Гурьев, Гурьев-Кандагач и по нефтепроводу на Орск.

• Гурьев стал тыловой коммуникацией южной группы войск фронта. Он связывал фронт с Кавказом и Средней Азией.