МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ВРЕМЕНИ

Задачи изучения темы:

1. Познакомить с единицами измерения времени и их соотношениями.

2. Научить определить время по часам.

3. Сформировать умение складывать и вычитать величины, выраженные в единицах двух различных наименований, а также умножать и делить их на число.

 

Дети имеют первые представления о времени, однако, представления о продолжительности событий усваиваются с трудом. Уточнению этих представлений помогают задания на сравнение продолжительности событий:

§ Что длиннее, урок или перемена?

§ Что наступит раньше, зима или лето?

§ Сестре 10лет, а брату 7 лет. Кто из детей старше и насколько?

Знакомство с единицами измерения времени начинается ещё в 1 классе, но приводится в систему во 2 классе. Начинается этот процесс с уточнений представлений о календаре. Можно организовать такую работу в форме беседы по календарю:

§ Рассмотрите календарь и скажите, сколько месяцев в году?

§ С какого месяца начинается год?

§ Каким месяцем кончается год?

§ Какой сейчас идёт месяц?

§ Какие ещё будут месяцы в этом году?

§ Назовите предшествующий месяц.

§ Назовите последующий месяц.

§ Назовите осенние (зимние, летние, весенние) месяцы года.

§ Определите месяцы, в которых столько же дней, сколько в январе.

§ Определите месяцы, в которых 28 дней.

§ Назови свой день и месяц рождения и т.д.

Кроме месяца рассматриваются такие единицы как неделя, сутки. Их тоже связывают с календарём.

§ Сколько недель в ноябре?

§ Сколько суток в марте?

Понятие о сутках раскрывается через близкие для ребёнка понятия – утро, вечер, день и ночь. Можно сообщить о происхождении этих единиц.

Далее вводятся новые единицы – минута и час.

Чтобы составить конкретное представление об этих единицах, детям можно предложить упражнения:

§ Что можно сделать за одну минуту?

§ Что может произойти за один час?

Затем организуется знакомство с измерительным прибором – часами. Необходимо разъяснить детям устройство часов:

§ Малая стрелка – часовая.

§ Большая стрелка - минутная.

§ Малая стрелка проходит за один час от одной цифры до другой.

§ Большая стрелка за один час проходит полный круг, а за одну минуту от одного маленького деления до другого.

Для того чтобы дети уяснили, как измерять время с помощью часов, рекомендуется решать с ними такие взаимно обратные задачи:

§ Назвать время, которое показывают часы.

§ Показать на модели часов то или иное время.

При этом учитель учит детей по-разному читать время, показанное на моделях.

Конкретное представление о секунде получают в результате выполнения практической работы – устанавливается, что можно сделать за одну секунду. Происходит знакомство с секундомером: теперь большая стрелка – секундная, а малая – минутная. Устанавливаются соотношения между секундой и минутой (1мин=60с).

Самая большая единица измерения времени, которая рассматривается в начальной школе - это век (не путать с эрой – началом летоисчисления). Учитель сообщает, что веками измеряются длительные промежутки времени. Чтобы связать старые и новые единицы, даются следующие задания:

§ Сколько лет в 1 веке? А в пяти веках?

§ Сколько веков составляют 800 лет?

§ Сколько полных веков составляют 785 лет?

§ В каком году начался и когда закончился 20 век?

Затем дети учатся переводить одну единицу измерения в другую (120мин=2ч), в несколько(135мин=2ч15мин, 1ч12мин5с=72мин5с=4325с). Соотношения между единицами измерения времени не совпадают с разрядными единицами, поэтому изучаются помимо «Нумерации чисел».

1век=100лет

1год=365суток или 366суток

1год=12месяцев

1месяц=31, 30, 28 или 29 дней.

1неделя=7дней

1сутки=24часа

1ч=60мин.

1мин.=60сек.

В дальнейшем дети знакомятся с действиями над величиной:

§ сначала сложение и вычитание величин одного наименования

5ч+4ч=9ч,

8мин-3мин=5мин.

§ Потом сложение и вычитание с разными наименованиями

5ч20мин+3ч45мин=(5ч+3ч)+(20мин+45мин)=8ч65мин=9ч5мин.

8ч30мин-278мин=510мин-278мин=232мин=3ч52мин.

§ Умножение и деление на число

5ч4мин*3=304мин*3=912мин=15ч12мин,

7ч30мин:2=450мин:2=225мин=3ч45мин.

Со временем эти знания и умения применяются детьми при решении задач. Особый интерес вызывают три вида задач:

§ Нахождение начала события.

§ Нахождение длительности события.

§ Нахождение конца урока.

Задача на нахождение начала события. Урок длился 45 минут и окончился в 10.15. В котором часу начался урок?

Длительность события – 45минут.

Конец события – 10 часов 15минут.

Формулируется правило: чтобы найти начало события, надо из конца события вычесть длительность события.

10 часов 15 минут - 45 минут = 9часов 30 минут – начало события.

Задача на нахождение длительности события. Фильм начался в 12 часов, а закончился в 13 часов 30 минут. Сколько длился фильм?

Начало события – 12 часов.

Конец события – 13 часов 30 минут.

Формулируется правило: чтобы найти длительность события, надо из конца события вычесть начало события.

13 часов 30 минут – 12 часов = 1час 30 минут – длительность события.

Задача на нахождение конца события. Вася начал читать книгу в 19 часов 45 минут и провёл за чтением целый час. Когда закончил читать мальчик.

Начало события – 19 часов 45 минут.

Длительность события – 1 час.

Формулируется правило: чтобы найти конец события, надо к началу события прибавить длительность события.

19 часов 45 минут + 1 час = 20 часов 45 минут.