Как и на всяком рынке, на рынке информационных товаров и услуг есть поставщики (продавцы) и потребители (покупатели).

Некоторые формы услуг по обучению и повышению квалификации также вполне можно рассматривать как информационные услуги (например, обучение на расстоянии с использованием телекоммуникационной сети).

В сфере коммуникаций информационные услуги оказывают операторы связи, провайдеры Интернета (то есть организации, осуществляющие за плату доступ пользователей и их обслуживание).

Информационный продукт всегда отвечает потребностям тех или иных потребителей. При создании продукта четко прослеживается идея, т. е. главный замысел, ради реализации которого и создается сам продукт;

Услуга – результат непроизводственной деятельности предприятия или лица, направленный на удовлетворение потребности человека или организации в использовании различных продуктов.

Информационная услуга – получение и предоставление в распоряжение пользователя информационных продуктов.

Примером информационной услуги является выполняемый многими библиотеками подбор литературы по тематике заказчика. Причем, кроме той литературы, которая есть в библиотеке, ее работники могут выполнить и более широкий поиск, чтобы дать клиенту исчерпывающие сведения. Информационные услуги возможны при наличии баз данных по соответствующей проблематике (в компьютерном или некомпьютерном варианте).

В сфере бизнеса информационные услуги включают в себя предоставление деловой информации, консультации по определенной тематике и т. д.

Обилие информационных ресурсов и возможность их представления в любом виде привели к появлению развитого рынка информационных ресурсов, товаров и услуг. В настоящее время во многих странах (включая и Россию) сформировался национальный рынок информационных ресурсов. Этот рынок во многом подобен рынку традиционных ресурсов, поскольку имеет определенную номенклатуру товаров, в качестве которых на нем выступают информационные продукты и услуги. Такими товарами могут быть:

– информация бытового характера о доступе к «обычным» товарам и услугам, их стоимости;

– информация научно-технического характера (патенты, авторские свидетельства, научные статьи и т. д.);

– информационные технологии, компьютерные программы;

– базы данных, информационные системы

– и многое другое.

Поставщики – это производители информации или ее собственники.

Ими бывают:

– центры, в которых создаются и хранятся базы данных;

– службы связи и телекоммуникации;

– бытовые службы;

– специализированные коммерческие фирмы, занимающиеся куплей-продажей информации (например, рекламные агентства);

– неспециализированные фирмы, выпускающие «обычные» товары и в качестве дополнительной продукции — информацию о них;

– консалтинговые (консультационные) фирмы;

– биржи;

– частные лица (например, программисты) и пр.

Потребители информации – это частные лица, а также предприятия, органы власти всех уровней и т. д., которые без информации остались бы столь же недееспособными, как и без поставки сырья.

ПР: Спроектировать модель рынка информационных ресурсов, отразить поставщиков и потребителей с указанием информационных продуктов, ресурсов и услуг (3-4 человека в группе).