Как и на всяком рынке, на рынке информационных товаров и услуг есть поставщики (продавцы) и потребители (покупатели).
Некоторые формы услуг по обучению и повышению квалификации также вполне можно рассматривать как информационные услуги (например, обучение на расстоянии с использованием телекоммуникационной сети).
В сфере коммуникаций информационные услуги оказывают операторы связи, провайдеры Интернета (то есть организации, осуществляющие за плату доступ пользователей и их обслуживание).
Информационный продукт всегда отвечает потребностям тех или иных потребителей. При создании продукта четко прослеживается идея, т. е. главный замысел, ради реализации которого и создается сам продукт;
Услуга – результат непроизводственной деятельности предприятия или лица, направленный на удовлетворение потребности человека или организации в использовании различных продуктов.
Информационная услуга – получение и предоставление в распоряжение пользователя информационных продуктов.
Примером информационной услуги является выполняемый многими библиотеками подбор литературы по тематике заказчика. Причем, кроме той литературы, которая есть в библиотеке, ее работники могут выполнить и более широкий поиск, чтобы дать клиенту исчерпывающие сведения. Информационные услуги возможны при наличии баз данных по соответствующей проблематике (в компьютерном или некомпьютерном варианте).
В сфере бизнеса информационные услуги включают в себя предоставление деловой информации, консультации по определенной тематике и т. д.
Обилие информационных ресурсов и возможность их представления в любом виде привели к появлению развитого рынка информационных ресурсов, товаров и услуг. В настоящее время во многих странах (включая и Россию) сформировался национальный рынок информационных ресурсов. Этот рынок во многом подобен рынку традиционных ресурсов, поскольку имеет определенную номенклатуру товаров, в качестве которых на нем выступают информационные продукты и услуги. Такими товарами могут быть:
– информация бытового характера о доступе к «обычным» товарам и услугам, их стоимости;
– информация научно-технического характера (патенты, авторские свидетельства, научные статьи и т. д.);
– информационные технологии, компьютерные программы;
– базы данных, информационные системы
– и многое другое.
Поставщики – это производители информации или ее собственники.
Ими бывают:
– центры, в которых создаются и хранятся базы данных;
– службы связи и телекоммуникации;
– бытовые службы;
– специализированные коммерческие фирмы, занимающиеся куплей-продажей информации (например, рекламные агентства);
– неспециализированные фирмы, выпускающие «обычные» товары и в качестве дополнительной продукции — информацию о них;
– консалтинговые (консультационные) фирмы;
– биржи;
– частные лица (например, программисты) и пр.
Потребители информации – это частные лица, а также предприятия, органы власти всех уровней и т. д., которые без информации остались бы столь же недееспособными, как и без поставки сырья.
ПР: Спроектировать модель рынка информационных ресурсов, отразить поставщиков и потребителей с указанием информационных продуктов, ресурсов и услуг (3-4 человека в группе).